Почему дети не хотят вовремя ложиться спать, зачем это нужно и как этого достичь?
Каждый раз, когда заканчивается «детское время», мы питаем надежду: а вдруг в кои-то веки наши детки после первого же призыва отправятся умываться, чистить зубы – словом, готовиться ко сну?
Ну разве это не было бы чудесно!
Но не будем обманывать сами себя: такого чаще всего не случается. Между тем, когда они сопротивляются изо всех сил, а мы настаиваем («Потому что я так сказала!» или «Ты уже должен быть в кровати!»), мы… злоупотребляем свои административным ресурсом – родительской волей. Получается по принципу «Я старше, я больше, у меня больше прав, и значит, ты должен делать то, что я тебе велю!». Ребенок может смутно ощущать это как проявление неуважения к себе, что провоцирует сопротивление: «Но я не хочу спать!»
Давайте посмотрим на ситуацию с позиции детей.
Жертвы режима
Мы будим их по утрам, отправляем умываться и одеваться. В школе им говорят не только что делать, но и как они должны к этому относиться. После школы мы диктуем им, когда отправляться на тренировку или садиться, к примеру, за музыкальный инструмент. А кроме того мы еще диктуем им, что они должны съесть!
Так что наш приказ отправляться спать становится той самой соломинкой, которая «сломала хребет верблюду». Самые жестокие споры с родителями возникают у них в связи с контролем потребностей собственного тела.
Как бы мне ни хотелось, я не могу заставить своих детей уснуть. Вопрос сна – абсолютно вне родительского контроля.
Истина в том, что наши дети сами прекрасно чувствуют потребности собственного тела. Они едят, когда голодны. Отправляются в туалетную комнату, когда природа требует своего, и т. д. И чем больше мы пытаемся взять контроль над их телом, тем большее сопротивление это у них вызывает.
Так почему же так много родителей тратят время собственного сна на то, чтобы уложить спать детей?
Опасности недосыпа
Во-первых, сон – основной фактор для нормального развития и тела, и мозга. Гормоны роста преимущественно вырабатываются в фазе глубокого сна. Соответственно, если режим сна нарушен, это может негативно отразиться на ходе развития ребенка. Во-вторых, от режима сна зависят здоровье сердца и… масса тела. Исследователи получают всё новые доказательства того, что недостаток сна может провоцировать тучность.
Сон напрямую влияет не только на физическое здоровье ребенка, но и на его познавательные способности и характер в целом. Дети, которые регулярно недосыпают, становятся забывчивыми, сложнее усваивают информацию и теряют интерес к учебе. Они также становятся более раздражительными, импульсивными и больше подвержены стрессам.
Что делать родителям?
Чтобы все-таки обеспечить ребенку достаточно отдыха и нормальный режим сна?
Оказывается, есть простые приемы, позволяющие изменить стиль общения между родителями и детьми таким образом, чтобы не диктовать, а пригласить младшее поколение ко сну.
Вот практические советы, как этого достичь.
1. Вспомнить о побуждающих сообщениях. Родителям часто кажется, что дети пытаются ими манипулировать. Иные детки становятся мастерами манипуляции в «зрелом» возрасте двух лет! И – да, некоторые дети умеют мастерски манипулировать и торговаться с родителями. Тем не менее, стоит вспомнить о том, что дети не рождаются с этими талантами. Это результат применения «кнута и пряника» – нашей излюбленной тактики для поддержания дисциплины. И, честно говоря, «кнут и пряник» – это эффективно, но только на короткое время!
Но многие родители не подозревают, какова будет цена за длительное использование этой тактики. Между тем дети, с которыми долго общаются по этому принципу, находят прекрасные возможности взять под свой контроль то, что не могут проконтролировать родители.
Когда же родители используют побуждающие сообщения, они сообщают детям, что они могут сделать, а не диктуют им, что именно делать. Это также приглашение детей к сотрудничеству вместо навязывания нашей воли.
Примеры таких сообщений:
1. Я счастлив(а) читать книги детям. Которые уже почистили зубы.
2. Я буду слушать тебя, когда твой голос и твоя интонация будут такими же спокойными, как у меня.
3. Я счастлив(а) помочь в чистке зубов, когда вижу кого-то в пижаме.
4. Буду рада прийти поправить тебе одеяло, как только ты погасишь свет.
2. Предлагать ограниченный выбор. Все мы хотим иметь выбор в жизни, и наши дети в этом смысле не исключение. Как только они сделают свои первые шаги, для них становится важной возможность что-то в своей жизни контролировать.
Примерно в 18 месяцев дети начинают воспринимать себя отдельно от родителей. Как следствие, у них появляются свое мнение по каким-то вопросам и свои предпочтения. Например, у вас наготове привычная книжка для чтения на ночь, а двухлетка вдруг бросает ее на пол и требует «книжку про зайку». И если вы расцениваете это как контроль со стороны ребенка, то это разумный вывод
Чтобы снять конфликты по таким поводам, полезно предлагать ограниченный выбор в течение всего дня. Тогда дети чувствуют, что и от их решения что-то зависит.
Так что вместо того, чтобы потребовать «Быстро чистить зубы!», попробуйте сказать: «Ты предпочитаешь сначала почистить зубы или надеть пижаму?»
В процессе подготовки ко сну можно предложить немало таких альтернатив. А чтобы они были эффективны, вот несколько правил:
- обе предлагаемые ребенку возможности должны быть приемлемы для вас;
- если ребенок отказывается от выбора или предлагает третий (спорный) вариант, вы просто говорите: «Хорошо, тогда я решу это сам(а)», и эта тактика должна применяться в каждой такой ситуации;
- чтобы не увязнуть в спорах с ребенком, предложите выбор в отношении чего-нибудь еще;
- говорите спокойно и расслабленно: дети в любом случае оценят ваше спокойствие!
А вот и варианты «вечерних альтернатив»:
- Ты предпочитаешь сначала почистить зубы или надеть пижаму?
- Ты переоденешься сам(а) или тебе нужна моя помощь?
- Ты предпочитаешь обычный поцелуй или эскимосский (потереться носами)?
- Ты хочешь, чтобы, пока ты засыпаешь, дверь в твою комнату была открытой или закрытой?
Масло в огонь
Когда мы о чем-то просим или, тем более, приказываем. Мы говорим о том, что дети должны сделать. И командный тон – это не только «топливо для конфликта». Он лишает ребенка способности делать выбор и мыслить творчески, что происходит, когда он чувствует уважительное отношение к себе.
Приказы порождают сопротивление, и тело начинает испытывать напряжение. Тогда как доброжелательные вопросы несут мозгу послание о необходимости поиска ответа. При этом тело расслабляется.
«Спрашивающий родитель» вовлекает ребенка в процесс принятия здравых решений. Кроме того, дети чувствуют свою значимость и ответственность за самих себя.
Вот примеры того, как превратить приказ в такой вопрос (слева приказ – справа вопрос):
- А теперь чистить зубы! / Что тебе надо сделать, чтобы зубки остались здоровыми?
- Положи грязное белье в корзину! / Ты помнишь, где живут грязные вещи, пока не отправятся в стирку?
- В кровать! / Где тебе нужно быть, когда зубки почищены и вечерняя книга прочитана?
- Не забудь выключить свет! / Что надо сделать прямо перед тем, как лечь в кроватку?
Общение в спокойной манере, по существу, предоставление лимитированного выбора, проявление родителями заинтересованности не только упростят процесс укладывания ребенка спать вовремя, но и укрепят ваши взаимоотношения, основанные на доверии и взаимном уважении! Попробуйте применить хотя бы одну из описанных «хитростей» уже сегодня и посмотрите, что произойдет. Конечно, это дело не одного дня, так что будьте последовательны, а главное – наслаждайтесь самим процессом!
Понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями, оставьте комментарии и отметку «Нравится». И, конечно, подпишитесь на канал «Субъективная культура». Впереди – только лучшие тексты!