Найти тему
Берега моего детства

Дворовые команды (продолжение)

начало рассказа

Помню смотры художественной самодеятельности тех же дворовых команд в летнем Киренске. В городском парке была летняя сцена. Часть территории парка была огорожена старым полуразрушенным деревянным забором. Внутри этой территории стояли вкопанные в землю длинные скамейки без спинок: это был зрительный зал под открытым небом. Деревянная сцена была высотой чуть больше метра (так мне тогда представлялось), на ней были кулисы из досок: можно было спрятаться от зрителей за деревянную ширму, а когда нужно, выйти на сцену. Номеров было много, смотр продолжался не один день.

Мы с девчонками пели песню «Коричневая пуговка». Песня была о том, как босой деревенский мальчишка Алёшка наступил на пуговку, которая оказалась «не наша», и по ней нашли шпиона, проникшего в советскую страну. Аккомпанировал всем командам один на всех баянист Сан Иванович. Конечно же, ему было трудно запомнить все песни, которые исполнялись разными командами. Когда объявили нашу «Коричневую пуговку», мы выстроились на сцене и ждали, когда будет вступительная часть аккомпанемента, но её всё не было. Наконец, Сан Иванович нашёлся:

- И-и-и, начали! - тихонько сказал он. Мы запели, а Сан Иванович подхватил, и мы спели будто бы под музыкальное сопровождение, хотя нам было ясно: мелодию этой песни Сан Иванович так и не вспомнил.

Мой брат Андрей с этой летней сцены наизусть читал большое стихотворение К. Симонова «Сын артиллериста». Когда не выступала наша команда, мы тоже сидели в зрительном «зале» и смотрели концерт. Иногда я сидела рядом с мамой. Помню, с каким живым интересом она относилась ко всему, что происходило на сцене. Двое незнакомых мне мальчишек из какой-то команды пели песню «Три танкиста». Они безбожно фальшивили, но, как я теперь понимаю, пели очень самозабвенно, и голоса у них были звонкие. Мама была полностью поглощена песней, она любовалась мальчишками, которые очень старались. Я трогаю маму за руку:

- Мама, они же неправильно поют!

Мама, не отрывая глаз от сцены:

- Подожди, не отвлекай, послушаем ребят.

Помню военно-спортивную игру, которую проводили на Монастырском острове. Каждому участнику игры накануне выдали треугольные бумажные листочки с номерами, которые мы должны были пришить на спинку своих футболок. Предполагалось, что треугольники должны быть пришиты за уголки. По условиям игры «синие» должны были оторвать номера у «зелёных», и наоборот. Потом команды должны были сосчитать трофейные номера, сдать в жюри, которое по их количеству определит победителя. Моему брату Андрею пришла в голову мысль:

- А что, если мы пришьём номера так, чтобы их никто не мог оторвать? В условиях игры не сказано, как мы должны их пришить.

Мне эта идея понравилась, и мы прострочили стежком «вперёд иголкой» ряд за рядом, всю поверхность наших номеров.

Назавтра, когда мы все собрались у парома, чтобы нас переправили на остров, я увидела, что, то же самое сделали ещё несколько человек из нашей команды. В целом, нас, таких находчивых, оказалось человек пять. Когда началась игра, ко мне подбежала знакомая девчонка Наташка, чтобы оторвать мой номер. Тут я осознала, что условия у нас неравные: в команде соперников все номера были пришиты по честному, на живульку, по уголкам. Я не стала даже пытаться оторвать её номер, но и ей не позволила дотянуться до моей спины. Мне подумалось: если я оторву номер у соперника, то это будет равносильно тому, что ты стреляешь в безоружного. Так я не принесла на алтарь победы ни одного номера. Наша команда и без моего участия заработала победное количество очков. Правда, руководители команды соперников подняли вопрос о неправильно пришитых номерах в нашей команде. Мой брат Андрей потом рассказал, что во время игры руководитель соперников, взрослый сильный мужчина, физрук, взял его за номер, приподнял над землёй, подержал на весу, и отпустил, а номер остался на месте.

Жюри посовещалось и решило, что, действительно, в правилах игры не были прописаны рекомендации, как пришивать номера, и наш поступок не может рассматриваться как нарушение правил игры. Скорее всего, это можно расценить, как военную хитрость и находчивость. И победу нам засчитали.

Хочется добавить, что значение дворовых команд в воспитании ребят трудно переоценить. По статистике, в годы, когда в Киренске работали дворовые команды, за всё лето не было зафиксировано ни одного правонарушения, совершённого подростками! Все трудные ребята были вовлечены в дворовые команды. Им было интересно там быть, они были заняты, их ценили, у них было качественное общение.

Я до сих пор часто слышу слова благодарности в адрес моей мамы:

- Как мы интересно тогда жили: смотры, футбол, военные игры. И работали вместе, и жили дружно. И всё это организовала Тамара Петровна;

- У нас было такое интересное детство благодаря Тамаре Петровне, она ведь организовала дворовые команды;

- Тамара Петровна завязывала мне пионерский галстук, когда меня принимали в пионеры;

- А какие новогодние праздники проводила с нами Тамара Петровна, как было здорово!;

- А какие танцы разучивала с нами Тамара Петровна! Теперь такие уже не танцуют;

- Тамара Петровна была великолепным рассказчиком: она по памяти рассказывала нам книги: Жюля Верна, А. Дюма, В.Катаева, - которые мы слушали, затаив дыхание. Потом, читая эти книги, я был поражён, насколько близко к тексту передавала она содержание книг, имея отменную память.

Ещё были туристические слёты, парады юнармейцев на площади в день Победы, интересные тематические мероприятия, школа пионервожатых, обмен опытом и многое, многое другое.