Найти тему
Предпринимай!

Чтобы легко закрыть бизнес, нужно его правильно открыть: 5 советов юриста

Закрытие бизнеса связано с большим количеством проблем — с налоговой, банками, судами, контрагентами. Какие лайфхаки можно использовать при открытии бизнеса, чтобы ликвидация фирмы не стала мучением? Специально для Moscow.Business отвечает Александра Воскресенская, юрист коллегии адвокатов «Юков и партнеры».

1. Оформляйте свой бизнес как ООО

Перед открытием бизнеса в первую очередь необходимо определиться с правовой формой своего будущего предприятия. Гражданским законодательством наиболее простая процедура регистрации и минимальная ответственность установлены для обществ с ограниченной ответственностью (ООО).

Главное преимущество — участники ООО не несут личную ответственность по обязательствам фирмы в отличие от индивидуальных предпринимателей. Если придется закрывать дело, участникам не придется вкладывать в это личные средства. ООО проще и «банкротить»: по закону необходима задолженность по обязательствам в размере 300 000 рублей (для сравнения для ИП — 500 000 рублей).

Александра Воскресенская, юрист коллегии адвокатов «Юков и партнеры».
Александра Воскресенская, юрист коллегии адвокатов «Юков и партнеры».

2. Используйте льготы для малого бизнеса

Представителям малого бизнеса предоставляют как административные, так и налоговые льготы. Это ограниченное число проверок, упрощенная система ведения бухгалтерского учета и оформления трудовых отношений. Малые предприятия также могут использовать специальные системы налогообложения, позволяющие составлять и представлять отчетность в облегченном порядке (УСН, ЕНВД, ПСН).

Льготы упростят и процедуру ликвидации или банкротства. Закрывать бизнес при «упрощенке» гораздо проще: бухгалтерскую отчетность, документы по налогу на прибыль организаций, на имущество, НДС предоставлять не нужно.

3. Чем меньше людей в штате, тем лучше

Оформление трудовых договоров — это дополнительные издержки в связи с необходимостью уплаты НДФЛ и страховых взносов в Фонд социального страхования и Пенсионный фонд. Особенно сложно разобраться с такими расчетами в процессе ликвидации фирмы.

Заключайте с сотрудниками, особенно работающими не на постоянной основе, договоры подряда. Это выгодно и с бухгалтерской точки зрения. Еще один хороший вариант — аутстаффинг. Это выведение персонала за штат компании и заключение договоров со специализированными юридическими лицами. Работники заключают трудовые договоры с компанией-посредником. Фирма-аутстаффер платит налоги, пенсионные отчисления и зарплату. Увольнение и расчет сотрудников при закрытии таким образом будет на плечах посредника.

4. Одна фирма — один учредитель

Для упрощения принятия различных решений в компании, о ликвидации в том числе, у вашего ООО должен быть один учредитель. В таком случае закрытие фирмы не потребует никаких протоколов и согласия всех участников бизнеса. Соответственно, и ликвидация будет оформлена как единоличное решение.

Кроме того, упростит жизнь и совмещение должностей. Законодательством не запрещено назначать единоличного учредителя в том числе и генеральным директором, который по совместительству осуществляет функции главного бухгалтера. В таком случае закрытие бизнеса заметно ускорится и не потребует дополнительных согласований.

5. Сокращайте количество контрагентов

При ликвидации организации необходимо уведомить всех контрагентов и произвести финальные расчеты в течение двух месяцев. Чем их больше, тем больше времени и ресурсов у руководителя это занимает при ликвидации, можно не успеть уложиться срок.

Поэтому желательно заключить договор с фирмой-посредником. Через него будут осуществляться все необходимые действия по бизнесу: поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг.

В таком случае при ликвидации уже не надо будет уведомлять контрагентов, а также составлять бухгалтерские документы (например, акты сверки по каждому из контрагентов).