АННА СОРОКИНА
Они такие разные, но им снятся похожие сны. «Подземные летчики» рассказали, чего они боятся больше всего и почему нужно всегда следовать инструкциям.
Ворку Бедассо: «Не хочу расставаться с метро. Наверху уже все видел»
Высокий улыбающийся Ворку – почти легенда московского метро. На вопрос, как он оказался в «подземке», отвечает скромно: «Так случайно получилось».
В советские годы молодой лейтенант ВМС Эфиопии приехал сюда учиться по обмену: сначала в 1985-м в Грузии, а пару лет спустя – в Азербайджане. Пока Ворку учился здесь строить социализм, в родной Эфиопии вспыхнула гражданская война, и военные «старого образца» оказались не нужны новому государству. А спустя несколько недель развалился и Советский Союз, и из Баку иностранных студентов отправили в Москву. Его жена и дети остались в Эфиопии, в Россию ехать не захотели.
В столице он получил статус беженца с разрешением на работу, но в годы кризиса ее было найти не так просто. Тогда его русская подруга Ольга посоветовала пойти в депо метрополитена, ведь он хорошо разбирался в технике. За полгода обучения бывший офицер освоил теорию и стал помощником машиниста.
«Первый раз было непривычно и даже боязно, – вспоминает Ворку. – Но навыки военного помогают в работе машинистом. Здесь нужна стрессоустойчивость, армейская дисциплина и желание работать».
Во время работы Ворку поступил в Институт путей сообщения (МИИТ) и учился на инженера. Совмещать оказалось очень сложно, и в 1999 году пришлось уволиться...
К 2010 году, когда он вновь решил вернуться в метро, Ворку успел поработать в логистической компании в Москве и Сочи, жениться на Ольге и получить российский паспорт. Ему снова пришлось преодолеть путь от помощника до машиниста 1 класса, и сегодня жизнью он вполне доволен: «Интересно управлять поездом и получать хорошие деньги». При этом за все время работы с ним никогда не случалось каких-то экстремальных случаев – говорит, что везло.
Впрочем, в свои 62 года он уже задумался о завершении карьеры машиниста – «Когда ты молод, не чувствуешь нагрузку, а в моем возрасте уже тяжеловато» – и переходе на должность внутри депо «подземелья». «Я все равно не хочу расставаться с метро! Наверху я уже все видел».
Антон Хлынин: «Я все сказал про Достоевского, а поезда люблю с детства»
Он изучал в МГУ русский язык и литературу и даже проучился 1,5 года в аспирантуре, но в какой-то момент понял, что пора остановиться. Антон кажется очень серьезным до тех пор, пока не поворачивается к тебе спиной – из-под форменного воротника выглядывает длинная рокерская коса.
«В университете у меня была тема, казавшаяся очень интересной – “Восприятие творчества Достоевского в скандинавских странах”, – рассказывает Антон. – Там он главный писатель. Взялся за нее с большим жаром, но в процессе написания диплома выяснил, что это уже подробно описано другим исследователем – полное разочарование».
Наукой Антон больше заниматься не хочет, но литература увлекает его до сих пор: он даже пишет статьи, правда, уже на железнодорожную тематику. В 2007 году он решил исполнить детскую мечту и пойти работать машинистом.
«С пяти лет я был фанатом железной дороги. Мое первое в жизни воспоминание – тепловоз на окружной дороге».
Сейчас Антону 40, и недавно он досрочно получил звание машиниста 2 класса – занял призовое место на профессиональном конкурсе. В отличие от коллеги Ворку, экстремальных ситуаций в своей карьере он повидал немало.
«Один раз пассажир упал на рельсы на Парке Победы, но я успел остановиться на полпути. Еще встречаются диггеры, которые просто ищут приключений на свою голову, – рассказывает Антон. – Я вот ходил в детстве в кружок железнодорожного моделирования, а потом в литературный. Мне было чем заняться. А вот им, видимо, нечего делать».
Но несмотря ни на что, Антон утверждает, что ни капли не жалеет, что резко поменял специальность, хотя поезда приходят даже во сне. «Бывало, я во сне и на красный свет проезжал, и поезд у меня сходил с рельсов. Сейчас уже нормально сплю».
На вопрос, помогает ли знание литературы в работе, Антон рассуждает философски: «Мне в жизни помогает общая образованность. А работа – это часть жизни».
Вадим Калугин: «В час пик везу 2000 человек»
Когда смотришь на этого моложавого высокого мужчину, не верится, что это один из старейших машинистов московского метро, ветеран труда. Вадиму всего 55 лет, и большую часть жизни он провел в «подземелье». Сейчас он машинист 1 класса. В метро его привела будущая теща сразу после армии.
«Она сама работала с самолетами и знала, что такое ответственная работа. Да и форма машинистов ей нравилась, – вспоминает Вадим. – Нас, кстати, иногда называют подземными летчиками. Но летчик везет в самолете 300 человек, а я в час пик – более 2000. У нас даже больше ответственности».
По мнению Вадима, московское метро не только самое красивое, но и самое надежное. «Даже в 1990-е, в кризис, когда многие не получали зарплату, в метро машинистам платили всегда, а поезда ходили по расписанию. Ведь если метро встанет – вся Москва встанет».
Вадим говорит, что главное в его работе – строго следовать инструкциям. «В метро происходит все молниеносно! У машиниста нет права на ошибку. Но у меня за 34 года работы нет ни одного замечания», – говорит он, но добавляет, что в следующем году все-таки собирается пойти на пенсию.