Найти тему
Узнай Россию

Необычные машинисты метро: эфиопский офицер, филолог и счастливчик

АННА СОРОКИНА

(с) Михаил Почуев
(с) Михаил Почуев

Они такие разные, но им снятся похожие сны. «Подземные летчики» рассказали, чего они боятся больше всего и почему нужно всегда следовать инструкциям.

Ворку Бедассо: «Не хочу расставаться с метро. Наверху уже все видел»

(с) Михаил Почуев
(с) Михаил Почуев

Высокий улыбающийся Ворку – почти легенда московского метро. На вопрос, как он оказался в «подземке», отвечает скромно: «Так случайно получилось». 

В советские годы молодой лейтенант ВМС Эфиопии приехал сюда учиться по обмену: сначала в 1985-м в Грузии, а пару лет спустя – в Азербайджане. Пока Ворку учился здесь строить социализм, в родной Эфиопии вспыхнула гражданская война, и военные «старого образца» оказались не нужны новому государству. А спустя несколько недель развалился и Советский Союз, и из Баку иностранных студентов отправили в Москву. Его жена и дети остались в Эфиопии, в Россию ехать не захотели.

В столице он получил статус беженца с разрешением на работу, но в годы кризиса ее было найти не так просто. Тогда его русская подруга Ольга посоветовала пойти в депо метрополитена, ведь он хорошо разбирался в технике. За полгода обучения бывший офицер освоил теорию и стал помощником машиниста.  

«Первый раз было непривычно и даже боязно, – вспоминает Ворку. – Но навыки военного помогают в работе машинистом. Здесь нужна стрессоустойчивость, армейская дисциплина и желание работать».

Во время работы Ворку поступил в Институт путей сообщения (МИИТ) и учился на инженера. Совмещать оказалось очень сложно, и в 1999 году пришлось уволиться... 

(с) Михаил Почуев
(с) Михаил Почуев

К 2010 году, когда он вновь решил вернуться в метро, Ворку успел поработать в логистической компании в Москве и Сочи, жениться на Ольге и получить российский паспорт. Ему снова пришлось преодолеть путь от помощника до машиниста 1 класса, и сегодня жизнью он вполне доволен: «Интересно управлять поездом и получать хорошие деньги». При этом за все время работы с ним никогда не случалось каких-то экстремальных случаев – говорит, что везло.

Впрочем, в свои 62 года он уже задумался о завершении карьеры  машиниста – «Когда ты молод, не чувствуешь нагрузку, а в моем возрасте уже тяжеловато» – и переходе на должность внутри депо «подземелья». «Я все равно не хочу расставаться с метро! Наверху я уже все видел».

Антон Хлынин: «Я все сказал про Достоевского, а поезда люблю с детства»

(с) Михаил Почуев
(с) Михаил Почуев

Он изучал в МГУ русский язык и литературу и даже проучился 1,5 года в аспирантуре, но в какой-то момент понял, что пора остановиться. Антон кажется очень серьезным до тех пор, пока не поворачивается к тебе спиной – из-под форменного воротника выглядывает длинная рокерская коса.

«В университете у меня была тема, казавшаяся очень интересной –  “Восприятие творчества Достоевского в скандинавских странах”, –  рассказывает Антон. – Там он главный писатель. Взялся за нее с большим жаром, но в процессе написания диплома выяснил, что это уже подробно описано другим исследователем –  полное разочарование».

Наукой Антон больше заниматься не хочет, но литература увлекает его до сих пор: он даже пишет статьи, правда, уже на железнодорожную тематику. В 2007 году он решил исполнить детскую мечту и пойти работать машинистом.

«С пяти лет я был фанатом железной дороги. Мое первое в жизни воспоминание – тепловоз на окружной дороге».

Сейчас Антону 40, и недавно он досрочно получил звание машиниста 2 класса – занял призовое место на профессиональном конкурсе. В отличие от коллеги Ворку, экстремальных ситуаций в своей карьере он повидал немало. 

«Один раз пассажир упал на рельсы на Парке Победы, но я успел остановиться на полпути. Еще встречаются диггеры, которые просто ищут приключений на свою голову, – рассказывает Антон. – Я вот ходил в детстве в кружок железнодорожного моделирования, а потом в литературный. Мне было чем заняться. А вот им, видимо, нечего делать».

(с) Михаил Почуев
(с) Михаил Почуев

Но несмотря ни на что, Антон утверждает, что ни капли не жалеет, что резко поменял специальность, хотя поезда приходят даже во сне. «Бывало, я во сне и на красный свет проезжал, и поезд у меня сходил с рельсов. Сейчас уже нормально сплю».

На вопрос, помогает ли знание литературы в работе, Антон рассуждает философски: «Мне в жизни помогает общая образованность. А работа – это часть жизни».

Вадим Калугин: «В час пик везу 2000 человек»

(с) Михаил Почуев
(с) Михаил Почуев

Когда смотришь на этого моложавого высокого мужчину, не верится, что это один из старейших машинистов московского метро, ветеран труда. Вадиму всего 55 лет, и большую часть жизни он провел в «подземелье». Сейчас он машинист 1 класса. В метро его привела будущая теща сразу после армии. 

«Она сама работала с самолетами и знала, что такое ответственная работа. Да и форма машинистов ей нравилась, – вспоминает Вадим. – Нас, кстати, иногда называют подземными летчиками. Но летчик везет в самолете 300 человек, а я в час пик – более 2000. У нас даже больше ответственности».

(с) Михаил Почуев
(с) Михаил Почуев

По мнению Вадима, московское метро не только самое красивое, но и самое надежное. «Даже в 1990-е, в кризис, когда многие не получали зарплату, в метро машинистам платили всегда, а поезда ходили по расписанию. Ведь если метро встанет – вся Москва встанет».

Вадим говорит, что главное в его работе – строго следовать инструкциям. «В метро происходит все молниеносно! У машиниста нет права на ошибку. Но у меня за 34 года работы нет ни одного замечания», – говорит он, но добавляет, что в следующем году все-таки собирается пойти на пенсию.

Подписывайтесь на наш Instagram - там тоже много всего интересного!