Фильм «Заводной апельсин» произвел на меня достаточно яркое впечатление и дал повод для размышления на тему аспектов, касающихся подростковой агрессии, а также на тему эффективности способов борьбы с ней.
Мое внимание было приковано уже к самым первым эпизодам фильма. Алекс (так звали главного героя) и несколько его друзей-подростков состояли в банде, занимающейся преступными действиями: грабежом, насилием и так далее. Но я, как психолог, во всем этом выделил ярко проявляющуюся агрессию Алекса и компании. Ее истоки фильм, к сожалению, не демонстрировал. Я склонен предполагать, что, согласно теории социального научения А. Бандуры, каждый член банды освоил такую агрессивную модель поведения через наблюдение. А наблюдали они, по всей видимости, друг за другом и, в следствие этого, по принципу заражения агрессивной моделью поведения, а также благодаря общим целям и интересам, сформировали свою преступную группировку.
Теория социального научения, на которую я опираюсь в данном повествовании, в сравнении с другими теориями происхождения агрессии, безусловно, имеет преимущества и недостатки. Плюс ее в том, что она включает в себя когнитивные компоненты сознания, в отличии от теорий раннего бихевиоризма. Теория А. Бандуры позволяет говорить о возможности предвидения последствий определенных моделей поведения с помощью саморегуляции и способности интеллекта оперировать символами. Таким образом, по мнению Бандуры, можно исключить в поведении метод проб и ошибок. Но от сюда вытекает отрицательная сторона теории. Как известно, процессы саморегуляции, а также способность оперировать символами у каждого человека индивидуальны и имеют разную степень развития. К тому же, нельзя забывать о таком понятии, как социальный интеллект, который тоже оказывает существенное влияние на усвоение моделей поведения. Из этого следует вывод, что теория социального научения применима не для всех людей, так как оставляет без внимания некоторые важные моменты.
Возвращаясь к фильму, еще хотелось бы сказать о его второй части, то есть о продемонстрированном способе лечения чрезмерного проявления агрессии Алекса. Процедура была экспериментальной. Это существенно могло снизить мотивацию главного героя, но другой мотив оказался сильнее. На тот момент, уже заключенному Алексу предоставилась возможность освободиться из тюрьмы раньше срока, благодаря прохождению специального лечения. Следует заметить, что врачи все-таки добились своего, цель процедуры была достигнута.
Жизнь Алекса на свободе и без агрессии стала, на удивление, невыносимой. Он не мог защитить себя от нападений на улице и даже при элементарном повышении голоса на него, его состояние мгновенно ухудшалось. Все это наводит на мысль о недопустимости искоренения всякого рода проявления агрессии у человека, так как гармоничная жизнь без нее невозможна. Если обратиться к психологическим знаниям о видах агрессивного поведения, среди них можно увидеть здоровую или обоснованную агрессию. Здоровая агрессия – это агрессия, имеющая основания и вызывающая симпатии. Такое поведение необходимо для более яркого выражения эмоций, для энергетической разрядки.
Есть еще один жизненно важный вид агрессии - защитная агрессия. Защитная агрессия – это агрессия в ответ на чьи-то агрессивные или кажущиеся агрессивными действия, а также этими действиями может быть провоцирующая агрессия. Провоцирующая агрессия – это первое проявление агрессии, «первая атака». Зачем нужна защитная агрессия, я думаю, видно из ее определения.
В качестве завершения, я бы немного затронул социальную проблему подростковой агрессии в целом. на мой взгляд, все люди, у которых наблюдается агрессивное поведение, в какой-то момент просто стали жертвами обстоятельств, происходящих вокруг них. Конечная цель, достигаемая за счет проявления агрессии у каждого человека может быть разная, а вот вариантов ознакомления и усвоения данной модели поведения значительно меньше. Как я уже говорил, жизнь без агрессии невозможна, точнее невозможна без конкретных ее видов. За счет индивидуальных особенностей людей, наблюдаемое ими агрессивное поведение не всегда верно воспринимается и из здоровой агрессии, которую увидел человек, в его сознании может быть усвоен совершенно другой вид, например, провоцирующая агрессия, что повлечет за собой демонстрацию уже провоцирующей агрессии другим людям.
На протяжении всего фильма я тщательно наблюдал за его главным героем Алексом и могу отметить, что, не смотря на четко усвоенную агрессивную модель поведения, он оставался человеком тонко чувствующим, эмоциональным, восприимчивым к музыке и назвать его «потерянным» было нельзя. Я думаю: агрессивные действия Алекса и его банды, с их точки зрения, были обоснованы, так как они: приносили доход; давали нужные им эмоции; давали возможность получать удовольствие. Именно эти факторы и мешали преступной компании отказаться от агрессивной модели поведения, при этом ни кто из них даже не задумывался о том, что не плохой доход, яркие эмоции и удовольствие можно получить иными способами. Они выбрали один из самых легких, освоив его на высшем уровне, а чтобы что-то поменять – надо переучиваться, а переучиваться, как известно, на много труднее.
По моему мнению, «Заводной апельсин»- это неплохое пособие для начинающих психологов. Он позволяет более подробно изучить и проанализировать девиантное поведение подростков. Еще этот фильм, как мне кажется, мог бы быть полезен в профилактических целях для молодых родителей. Продемонстрированная подростковая агрессия даст им стимул для того, чтобы как можно больше внимания уделять своим детям, во избежание повторения сюжета в реальности.