Шииты верят, что в мире всегда должен существовать человек, являющийся доводом Всевышнего, Его ставленником и наместником. Всевышний говорит в Коране: «Поистине, Я — ставящий на земле наместника» (2:30). С приходом Пророка Мухаммада, да благословит Аллах его и его род, закончилась эпоха пророков и посланников, человечеству было явлено последнее Божественное откровение, но вместе с этим началась эпоха Имамов, то есть раскрытия тайных смыслов последнего откровения.
Пророк сказал по этому поводу:
«О Али, ты будешь сражаться за толкование Корана, как я сражался за его ниспослание!»
«Книга Сулейма ибн Кайса», с. 26; Ахмад ибн Ханбаль, «Муснад», т. 3, с. 82
Положение Имама во всём подобно положению Пророка, кроме самого пророчества.
Пророк сказал:
«О Али, ты по отношению ко мне подобен Аарону (Харуну) по отношению к Моисею (Мусе), кроме пророчества!»
«Сунан», т. 7, с. 307
То есть Имам — это одновременно политический лидер в мирное время, командир армии во время войны, знаток религии, разъясняющий людям её положения, аскет, подающий пример и т. п. Имам — это сердце религии, его основа, без которой её не было бы.
Имам Али, да будет мир с ним, сказал:
«Вот Ибн Абу Кухафа (Абу Бакр) облачил себя в одеяние „халифа“, зная, что моё положение по отношению к халифату подобно положению оси к мельнице».
«Нахдж аль-балага», хутба 3
То есть Имам Али даёт понять, что ни религиозные, ни светские институты не будут работать должным образом без справедливого и безгрешного Имама. Этим шииты отличаются от представителей других исламских течений, согласно представлениям которых, правитель не обязан быть знающим или аскетом, но может быть угнетателем и грешником.
Роль и значение Имама в религии на простом и понятном примере отличным образом передаёт дискуссия Хишама ибн Хакама, ученика шиитского Имама Джафара ас-Садыка, да будет мир с ним, с Амру ибн Убейдом, учёным из числа противников руководства семьи Пророка.
Шейх ат-Табарси передал, что Имам Садык сказал Хишаму: «О Хишам». Хишам ответил: «Я к твоим услугам, о сын Посланника Аллаха!» Имам сказал: «Расскажи мне, что ты сделал с Амру ибн Убейдом и о чём его спросил». Хишам сказал: «Я стесняюсь тебя и не могу говорить [об этом] в твоём присутствии». Имам сказал: «Раз я велел тебе, то расскажи».
Хишам сказал: «До меня дошли слухи об Амру ибн Убейде и его нахождении в мечети Басры. Я отправился к нему и дошёл до Басры в пятницу. Когда я зашёл в мечеть, то обнаружил большой круг людей, а затем Амру ибн Убейда, которому задавали вопросы. Я попросил для себя места, мне уступили, и я сказал: „О учёный! Я человек, [пришедший] издалека, разреши мне задать вопрос“». Амру сказал: „Задавай!“
Я спросил: „У тебя есть глаза?“ Он ответил: „О сынок! Что это за вопрос? Хочешь спрашивать — спрашивай [что-то более умное]!“ Я сказал: „Таков мой вопрос“. Он сказал: „Хорошо. Задавай его, даже если он глупый. Да, у меня есть глаза“. Я спросил: „Что ты делаешь ими?“ Он ответил: „Я вижу ими цвета и людей“.
Я спросил: „У тебя есть нос?“ Он сказал: „Есть“. Я спросил: „Что ты делаешь им?“ Он ответил: „Нюхаю, чувствую запахи“.
Я спросил: „У тебя есть язык?“ Он сказал: „Да“. Я спросил: „Что ты делаешь им?“ Он ответил: „Говорю посредством него“.
Я спросил: „У тебя есть уши?“ Он сказал: „Да“. Я спросил: „Что ты делаешь ими?“ Он ответил: „Слушаю голоса и звуки“.
Я спросил: „У тебя есть руки?“ Он сказал: „Да“. Я спросил: „Что ты делаешь ими?“ Он ответил: „Беру ими предметы, отличаю жёсткое от мягкого“.
Я спросил: „У тебя есть ноги?“ Он сказал: „Да“. Я спросил: „Что ты делаешь ими?“ Он ответил: „Перемещаюсь посредством них с места на место“.
Я спросил: „У тебя есть рот?“ Он сказал: „Да“. Я спросил: „Что ты делаешь им?“ Он ответил: „Пробую еду и напитки“.
Я спросил: „У тебя есть сердце¹?“ Он сказал: „Да“. Я спросил: „Что ты делаем им?“ Он ответил: „Взвешиваю посредством него то, что мне сообщают эти органы“.
Я спросил: „Разве эти органы отделимы от сердца?“ Он ответил: „Нет“. Я спросил: „Почему, ведь они здоровые и невредимые?“ Он ответил: „О сынок! Когда органы в чём-то сомневаются из того, что я услышал, увидел или потрогал, я обращаюсь к сердцу, дабы прийти к правильному пониманию и избавиться от сомнений“. Я спросил: „То есть Аллах дал тебе сердце, чтобы ты опирался на него в случае сомнений в своих органах чувств?“ Он ответил: „Да“.
Я сказал: „О Марван! Ты полагаешь, что Аллах не оставил твои органы без «предводителя» («имама»), дабы тебя не одолели сомнения, но он оставил Свои творения в растерянности, сомнении и противоречии, не дав им возможности обратиться к Имаму, который бы разрешил их?“ Амру промолчал, а затем спросил: „Ты, случайно, не Хишам?“ Я сказал: „Нет, [опасаясь за свою жизнь]“. Он спросил: „Ты общаешься с ним?“ Я сказал: „Нет“. Он спросил: „Откуда ты?“ Я сказал: „Из Куфы“. Амру сказал: „Тогда ты точно Хишам!“ Затем он притянул меня к себе, посадил на своё место и не разговаривал, пока я не встал».
Имам рассмеялся и сказал: «О Хишам! Кто научил тебя этому?» Хишам сказал: «О сын Посланника Аллаха, это [само] пришло мне на язык!» Имам сказал: «О Хишам, клянусь Аллахом, это записано в свитках Авраама и Моисея, да будет мир над ними обоими!»
Хишам ибн Хакам привёл отличный пример. Подобно тому, как человеческое тело не может функционировать должным образом без разума, как, например, человек, потерявший рассудок, плохо контролирует или вообще не контролирует поведение своих частей тела, так и религия не является верной и «здоровой» без руководства знающего и справедливого Имама.
Мы видели множество примеров этому. Так, например, люди, отвергнувшие руководство Имама Али, преемника Пророка Мухаммада, исказили пречистое учение ислама и добавили от себя в религию множество нововведений, таких, как вера в «телесность» Бога или «молитва-таравих».
Пояснение
§ Под «сердцем» здесь подразумевается не физический орган, а, скорее, разум или дух, то есть то, посредством чего человек осознаёт себя и контролирует поведение своих частей тела.