Найти тему

Экономика будущего I

утырено из интернета, автор мне не известен
утырено из интернета, автор мне не известен

Определенно греет душу мысль, что сознание многих моих сограждан начинает требовать от мозга умения разбираться в экономике. Ведь раньше как было? Пусть экономисты-министры думают, а мы будем заниматься своим делом. Ну и если они там будут плохо думать, мы это почувствуем и начнем стучать касками, требуя своевременной выплаты зарплаты и погашения задолженностей. Рассчитывать налоги? Пусть это налоговая делает, и сама же вычитает. Рассчитывать ЖКХ? Пусть коммунальщики счет пришлют. Считать расход бензина? Зачем, закончился - заправился, главное чтоб бабла хватило.

Вот только бабла стало не хватать.

Экономисты-министры, конечно думают, но всё больше - по народному мнению -о том как бы распилить бюджет.

Налоговая тоже думает, ибо дыры в бюджете надо латать, а значит кому-то придется затянуть пояс.

С коммунальщиками вообще беда, заглянул в новости - "дорогие россияне" задолжали 560 миллиардов рублей за коммуналку (в основном за отопление). То есть платить по тем ценам, что назначают "управляющие компании" потребитель физически не может.

Ну и конечно же, бензин. На фоне роста добычи, переработки и продаж нефтепродуктов как-то странно видеть повышение цен на топливо. Да и в обслуживании родная "ласточка" что-то как-то стала неприлично много отъедать из бюджета. А ещё у некоторых за неё до сих пор кредит не выплачен.

И вот, сквозь бравурную пропаганду "жить стало лучше" (по сравнению с девяностыми), "жить стало веселей" (камедиклаб и КВН), у среднестатистического обывателя пробивается тоненький такой писк, именуемый у некоторых народной мудростью, но на самом деле это растущее самосознание, происходящее из простого несоответствия декларируемого и ощущаемого. Писк этого самого самосознания, требует разобраться, что к чему. Его до поры глушит железобетонное "не обязан я разбираться в этих экономиках!", но лишь до поры, когда к делу не подключаются мотивирующие факторы - с одной стороны голод, которого все боятся, с другой стороны зависть, ибо пока человек голодает, у него под окном кто-то собирается на шашлыки. Зависть у человека с неразвитым самосознанием - шепчет что надо разбить этому хапуге стекла в джипе и проколоть шины. Но если самосознание у человека развито, она шепчет, что он собирается на шашлыки не потому что наворовал на джип и мясо, и не потому что у него папа в мэрии, а потому что он принадлежит к другому социальному классу, классу эксплуататоров, что куда более исчерпывающе описывает все способы получения оным классом бабла.

Далее подключается Справедливость (о которой я уже писал в "Астрее"). У человека с неразвитым самосознанием вскипает буйное революционное "отнять и поделить, и поднять на вилы классового врага". Технически это грабёж с отягчающими, но поданный под революционным соусом он становится морально-оправданным, ибо Справедливость убеждает в том, что мы возвращаем своё и караем ворюгу. Но! У человека с развитым самосознанием Справедливость начинает яростно пинать искалеченную нашей системой образования Логику и требует у неё привести себя в порядок и разобраться, кто виноват и что делать. Логика продирает глаза, осматривается осоловевшим взглядом, с тоской бурчит "вы и виноваты. Вы это заслужили. Потому что отказались и от Свободы и от Справедливости в обмен на минет и пару баксов на пиво".

И тут просыпается Свобода. Знаете, за тысячи лет нашей истории с каждым своим явлением она становилась чуть менее призрачной и чуть более прекрасной и близкой. Так вот, она - у человека с неразвитым самосознанием - требует порвать цепи рабства, установить всеобщее равенство и братство, и впав в революционный угар, начинает цитировать Бакунина. У человека с самосознанием развитым, она протягивает ему руку и с улыбкой говорит "раз ты видишь меня - ты уже свободен".

И если вы молоды - вы чувствуете нутром, что нельзя влюбиться в рост ВВП, и девушка не пойдет на свидание, и юноша не устроит у неё перед подъездом сцену из Шекспира (с настоящей лютней) - если у них нет денег сделать всё красиво. Технически, душа стремится к поэзии, но вместо этого имеет прозу жизни. А так как вопрос того, что такое деньги, откуда они берутся, сколько стоят, и почему, чёрт подери, никто не разбогател тридцать лет честно вкалывая на заводе, находится в компетенции Экономики, то вся эта компашка персонифицированных понятий хором требует у Самосознания давления на юный неокрепший разум дабы он познал Экономику и следуя по угодному Вселенной пути повышения КПД наконец вытащил из карманов широких штанин не фигу а кэш.

Ну а на меня в свою очередь оказывает давление Чувство Долга (в десять тонн), призывая помочь человеку, который прослушал курс экономики и нифига не понял, разобраться в ситуации. Задача, скажу честно, непростая. Хотя бы потому что на эту тему есть дофига очень умных и главное - очень толстых книг, а у меня дзен начинает тормозить и глючить уже где-то в районе одного авторского листа (в среднестатистической книжке их 8-10, в гранд фолиантах по экономике может быть и двадцать).

И всё-таки начнем.

Урок первый, вводный.

Кишки "бруншвиги", механического калькулятора именуемого в народе арифмометром.
Кишки "бруншвиги", механического калькулятора именуемого в народе арифмометром.

Когда-то давно книги по экономике писались вообще без формул. Причин тому было две: во всём мире эти формулы могло понять от силы человек триста и каждая формула в тексте снижает количество дочитываний. У нас тут Дзен, дочитываний у меня - кот наплакал, так что пожалуй я тоже обойдусь без формул.

Так вот, основная проблема экономики в том, что экономика - это не наука, наука у нас - математика, которая рассчитывает параметры системы, которая называется экономикой. Одновременно, это также идеология, потому что иного объяснения количеству антинаучной муры, лжи и громких заявлений в публикациях об экономике я не вижу.

Но, это с одной стороны. То есть с этой стороны экономика - это социополитическая система того, как у нас всё устроено. С другой стороны, экономика - это дисциплина, изучающая то, как у нас тут всё устроено. Так или иначе, экономики без человека и социума не существует, а так как изучать вопрос лучше всего с корня, то этим корнем является человек.

Хотя технически, корнем тут является Вселенная. Как-то в комментариях меня попросили объяснить, как так получилось, что случился тот грандиозный бабах, который мы зовём Большим Взрывом. Современные исследования показали и доказали, что нарушение симметрии, в ходе которого стало возможным существование барионной материи было спонтанным. Вам это ни о чём не говорит, верно? Хорошо, перефразирую: существовавшая система была неустойчивой, и хотя внешне она была совершенно неизменной (состояние Вселенной до большого взрыва считается статичным), внутри неё случился конкретный расколбас, который привел к тому, что внезапно из равновесия и пустоты появилось очень дофига материи, которая по законам физики начала разлетаться во все стороны. Социальным эквивалентом этого явлется Красный Май 1968 года, когда на ровном месте, в условиях цветущей и пахнущей экономики во Франции внезапно начались бунты, баррикады, забастовки и все прочие прелести бунта. Казалось бы, исследуйте этот вопрос - и поймете, какого чёрта у нас там так рвануло несколько миллиардов лет назад, что появились мы. Ибо любая система живёт по законам Вселенной, и тот факт, что некоторые так называемые ученые этого до сих пор не поняли говорит лишь о том, что с наукой у нас всё плохо - она чрезмерно идеологизирована и бюрократизирована, и за тремя деревьями леса не видит.

Так вот, применительно к экономике это значит, что математика - не ошибается, ошибается калькулятор, как система, которая делает вычисления. Та же песня с экономикой - попытки решить любую проблему чисто математическим путем невозможна из-за того, что проблема это - не математическая, а механическая. Простой пример - деление на ноль. С точки зрения математики - полнейшая фигня и абсурд. С точки зрения механики вон тот агрегат, который я показал на картинке выше, просто будет ворочать валом (а тот кто его вращает- совершать бессмысленный труд) до тех пор, пока износ конструкции, вибрации или что угодно ещё в его недрах, не приведет к тому, что ноль станет единицей. Потому что математика абстрактна - а калькулятор - конкретен. Хотите знать больше - гуглите теорему Гёделя о неполноте, а я пока продолжу.

В нашем случае калькулятор - это социум. То есть он не только механический, он, зараза, ещё и живой. Это как если бы каждая шестерня в арифмометре обладала сознанием и волей. Оу, у них там наверное офигенные заголовки. "Забастовка ременной передачи!", "остановлен рассчет из-за волюнтаризма и недальновидной тупости первого регистра!", "Даешь ускорение расчетов в три раза при соблюдении точности до третьего знака после запятой!", "Шестеренки протестуют против введения транзисторов!"... хм. Знаете, нам подходит.

У нас тоже шестеренки протестуют против транзисторов. Кустари-цеховники вопили как потерпевшие когда появились станки и мануфактуры. Рабочие грозились разгромить завод с автоматизированным конвейером, сделавшим их труд не нужным.

Поэтому не пытайтесь применить математику в прогнозировании курса доллара или котировок акций на бирже. И не пытайтесь использовать теорию игр и теорию вероятностей для того же самого. Если бы люди вели себя рационально, как шестеренки - тогда да, тогда возможно всё это бы работало. Да только люди себя так не ведут. И это люто бесит экономистов и они пытаются сделать людей винтиками Системы - а порождают при этом отмороженных панков и анархистов, мечтающих спалить Систему дотла. Потому что действие равно противодействию. Учите физику, господа, она описывает социальные процессы достаточно точно.

А лучше, вместо экономического факультета идите на философский, или социологический. Тогда у вас будет куда больше шансов понять, что не так с миром.

Урок второй. Человек.

"Богатый внутренний мир" человека глазами когнитивной психологии.
"Богатый внутренний мир" человека глазами когнитивной психологии.

Раньше, давно, я думал - как понять какую-то вещь? Очень многие вещи я понять не мог. В голове не укладывались. Я ведь обычный человек, у меня нет офигенно высокого IQ и сверхспособностей. Ну и как мне удалось в итоге врубиться во всё то, что я хотел познать? Очень просто. Во-первых - синергия. Это, если кто не понял, эквивалентно фразе "чем шире круг знаний, тем легче они даются". Во-вторых, меня вдохновила фраза "хочешь понять что-нибудь до конца - попытайся научить этому компьютер" (Дональд Кнут, автор магнум опуса по искусству программирования). В общем, поскольку нудно считать что-то в столбик меня всегда ломало, но логикой я владел - я просто свалил все вычисления на компьютер, воспользовался инструментом, так сказать, для повышения производительности умственного труда. Ещё мне всегда нравились компьютерные игры - в том смысле, что в них моделируется некая реальность, и это помогает понять некоторые процессы. В итоге я в свободное время помогал pro bono publico (дословно - "ради общественного блага", ну или "за нифига", зависит от точки зрения) разным начинающим авторам игрух. Не мобильных и не браузерных, а тех, в которых имелся какой-никакой а стратегический элемент. Ну то есть либо там была попытка сделать РПГ, причем автор забрасывал дело на полдороги, ибо здесь требуется писать много текста, а не только бросать кубики, либо это была попытка сделать стратегию и автор не осиливал баланс. Из этого опыта я вынес апгрейд для мысли Дональда Кнута - если хочешь познать что-то до конца - попытайся объяснить человеку, чему ты пытаешься научить компьютер.

Человека отличает от прочей живности в нашем мире три вещи, причем по одиночке они бесполезны: это умение шевелить мозгом (качество, которым обладает в животном мире много кто), умение шевелить руками (качество, которым обладают только люди и обезьяны) и умение шевелить языком, что обуславливает социальность человечества (речью в животном мире обладают в полной мере только попугаи, но у них крайне ограниченный словарный запас). Исходя из этих постулатов, быть человеком - значит обладать словарным запасом для описания мира, пользоваться разумом для осмысления мира, использовать руки для его изменения, а также быть социальными существами.

Последнее логично следует из постулата о языке. Люди - единственные из всего животного мира, кто додумался не просто скооперироваться и распределив тактические роли устроить рейд на мамонта (бога ради, стайные хищники тоже так могут), кто не просто скооперировался дабы построить стену для защиты (бога ради, муравьи и пчёлы тоже так могут), кто не просто скооперировался дабы найти защиту в численности (бога ради, стадо баранов тоже так может), а использовал наблюдательность и любознательность, дабы разобраться в том, как что-то делают другие, повторить это, усовершенствовать это и передат это знание потомкам. Вот этого в животном мире не может никто.

Ради любопытства, я позадалбывал лингвистов вопросом - как мог выглядеть пра-язык. Они немного покочевряжились (тот язык давным-давно вымер, но принцип можно восстановить, если взглянуть на уцелевших "дикарей" и их языки - это к вопросу о том, почему мы ничего не делаем с первобытными племенами, которых в нашем мире уже почти не осталось, и о многих из них мы знаем только по описаниям двухсотлетней давности), но ответили. В принципе, чем-то этот язык был жутко похож на первые языки программирования - огромное количество повторов, избыточных уточнений, громоздкий и неудобный, да ещё и с кучей встроенных багов, но худо-бедно позволяющий описать требуемое так, чтобы другой человек это понял. Кстати огрызки этого первобытного мышления до сих пор присутствуют в речи некоторых начинающих малограмотных писателей, обожающих обороты типа "он сунул свою руку в свой карман".

Но по понятным причинам, с таким языком невозможно было забацать какую-нибудь реально крутую движуху. Я просто представил себе как древний архитектор пытается таким языком объяснить рабочим как и из чего строить, например, Вавилонскую Башню. Да рабочие потеряют мысль уже на второй странице конспекта.

Поэтому человек стал эволюционировать по пути развития мозга, дабы вместить в него кучу понятий и связей (когнитивная психология, к слову, явлется научной как раз потому что уподобила мозг компьютеру, тем самым подобрав язык для описания процессов мышления, чего до этого сделать никто не смог), а вместе с ним эволюционировал и развивался язык, а когда запомнить трёхсотстраничный опус, передаваемый из уст в уста об истории поколений стало невозможно - развилась и письменность.

И если в самом начале ввиду обильности природных даров и собирательства как образа жизни человеку хватало семьи, а убывание численности вследствии того, что эти троглотиты жрали всё подряд и обогащали себя знанием о том, что съедобно, а что нет (умоляю, давайте поставим им памятник!), компенсировалось плодовитостью, то более крутые и сложные штуки, требующие координации услилий множества людей в эпоху, когда райские кущи оказались позади ввиду резкого похолодания (нашему виду около 200 000 лет, за это время всяких там ледниковых периодов была куча), без увеличения численности юнитов делать стало невозможно.

А теперь преставьте себе как уютненький первобытно-общинный строй превращается в родо-племенной, и как каждая семейка тянет одеяло на себя, требуя лучшую долю в добыче. Дальнейшее развитие этого и укрупнение численности личного состава привело, естественно, к появлению политики, экономики и судебной системы, призванной разрешать противоречия без лишних драк. Параллельно с этим развивались счёт (ибо если предкам было достаточно просто грохнуть и сожрать мамонта, а если мамонта не удалось грохнуть - голодать и глодать деревья, то этим уже требовалось планировать распределение ограниченого пищевого ресурса, придумывать способы повышения производительности труда и вести статистику дабы вождь мог убедить народ в том, что за время его правления всё было ништяк, а потому вон тот молодой выскочка может завалить хавальник и сесть на место, женилка не доросла ещё - племенем рулить). Каждый индивид, в массе своей, всегда - и тогда и теперь - желал сытно есть, тепло спать, нифига не делать и плясать у костра. Когда эту потребность с грехом пополам (путём изобретения жилья и земледелия) удовлетворили, оказалось, что во-первых ради этого нужно вкалывать, а во-вторых этого - недостаточно. Видите ли, определенные индивиды искали смысла жизни. Ну или хотя бы жизни лучше чем есть у них.

В принципе, про то, как социокультурные образования развивались вдальнейшем, и что творили - вы можете легко почитать в любой книжке по истории, а я всё таки вернусь к экономике.

Урок третий: Политэкономика.

Известный датский художник-карикатурист Херлуф Бидструп
Известный датский художник-карикатурист Херлуф Бидструп

Слово "экономика" - знают наверное почти все. А вот слово "хрематистика" - не знает почти никто. Я это сказал потому, что у нас сейчас вместо экономики сплошная хрематистика.

Ибо хрематистика - это получение выгоды, а экономика - это ведение хозяйства. Частного или народного - это уже детали. Экономика призвана помочь человеку удовлетворить потребности в мире ограниченных ресурсов. Сперва таким ресурсом была еда -проблему решили, пошевелив мозгом и с одной стороны понастроив систем орошения полей, а с другой нагнав тучных стадов на степи и породив извечный конфликт между садоводами и животноводами, при том что и те и другие любят навернуть пельменей (как и многие другие блюда, аналог пельменей в том или ином виде есть у очень многих народов). Потом ресурсом стали орудия труда - каменные молотки для серьёзных дел уже годились плохо, зато научно-технический прогресс открыл медь, а затем и бронзу, беда в том, что их было мало и для их обработки нужна была какая-никакая а промышленность. Та же фигня была и с одеждой - она тоже всем нужна, и если набедренную повязку мог себе сделать любой, то вот одеться в шкуры в холода - было уже проблематично, что потребовало развития ткацкой кустарщины. Добыть ресурсов можно либо с помощью экспансии туда, где они есть, а людей ещё нет (таким образом люди расселились по Земле), либо отжав ресурсы у тех, у кого они есть, а нормальной армии - нет. Поскольку массовые зарубы сильно уменьшают на длительный период количество рабочих рук, воинам требовалась броня, что ещё больше усугубило нехватку металла. В конечном счете бронзовому веку настали кранты из-за того, что кончилось олово - и мир тут же откатился в каменный век, где дедов бронзовый меч был офигенной ценностью, поскольку все прочие воевали обсидиановыми копьями.

Кроме того, помимо традиционной развлекухи в виде драки стенка на стенку, с немножко более давних времен - изобилия и процветания - осталась такая штука как торговля. Первоначально она была вообще бартерная - продавец из одной группы тыкал пальцем в товар и показывал на пальцах сколько чего он хочет взамен, а покупатель из другой группы яростно мотал головой и показывал на пальцах какую цену он считает справедивой.

Встречайте: первая проблема экономики, называется "стоимость", от которой тесно зависит такое понятие как "цена". Задайтесь вопросом - вот у вас есть туша быка и вы хотите её продать на рынке пока она не сгнила нафиг. Какую цену вы за неё запросите? Не-не-не-не, не надо коситься на соседей по мясному ряду чтобы определить какие у нас цены на мясо, просто скажите - какую цену вы за неё запросите? Вопрос, в условиях, когда вы не видите обстановки на рынке, сводится лишь к тому, что у вас есть туша быка и она вам не нужна (просто для справки: в год вы съедаете - в зависимости от того, насколько любите американскую кухню - от 50 до 120 килограммов мяса. Домашнее задание: сколько у вас должно быть скота чтобы обеспечить восполнение пущенного под нож ради барбекю для всей семьи?), но вам нужно что-то другое (собрать ребёнка в школу, например). В условиях бартерного обмена, вы просто меняете быка на то, что вам нужно: для вас это эквивалентный, справедливый обмен. Если конечно найдется участник сделки, у которого есть то, что вам нужно и он согласен на тушу быка.

Встречайте: вторая проблема экономики - "спрос и предложение". Когда на рынке все торгуют мясом, ваш бык не стоит в глазах покупателя вообще нифига, потому что вы продадите его вообще за любую цену, лишь бы он не испортился, и это характерно для всех продуктов питания, имеющих срок годности (хм, интересно, а есть ли вообще не имеющие срока годности?). С другой стороны, если вокруг голодуха и вы единственный, у кого есть бык, вам отдадут всё что попросите.

Сие порождает третью проблему экономики - "спекуляция", то есть когда некто скупает в условиях изобилия дешевый, но нужный товар - и провоцирует его дефицит. После неизбежного роста цен он выкидвает понемногу товар на рынок и в итоге имеет тонны выгоды.

Дабы хоть как-то избавиться от этих проблем, а также попутно решить парочку других (в частности ваше нежелание резать быка прямо сейчас и нежелание таскать его по всему рынку с целью кому-нибудь впарить - так бык сохранится дольше), ваша экономическая мысль родила пару инструментов - во-первых это бумажка с изображением буквы А. Ой, простите, не той стороной. "Алеф" - буква финикийского алфавита, представляющая собой жутко стилизованную голову быка, с рогами. Что поделать, нам не рисовать, нам торговать нужно. Кстати было бы неплохо ещё изучить язык ваших торговых партнеров, чтобы знать о чём они там, зараза, шепчутся. В современном понимании, эта бумажка являет собой документальное подтверждение того, что у вас есть право собственности на быка, который стоит в стойле за территорией рынка. Бумажку эту, кстати, вы не сами нарисовали, а вам её выдал главный по стойлу, причём дабы некоторые умники (которым при палеве рубили руки под корень) не жульничали, рисуя ничем не обеспеченные бумажки, она заверена печатью главного, который гарантирует то, что у вас есть бык. В общем-то говоря процесс обмена такими вот бумажками есть и сейчас - это называется товарно-сырьевой биржей, причем она функцирует круглый год, а не только на ярмарках, и торгуют там в том числе и ресурсами которых пока ещё нет, но которые можно добыть. Эта фигня называется "фьючерс" - сколько фьючерсов вам удалось впарить доверчивым клиентам, столько ресурсов вам и надо добыть. Кто там орёт "да это ж плановая экономика!!!"? Ну да, она самая, но с понтом, что рыночная.

Однако быки бывают толстые и тощие. Не имея возможности оценить быка собственноручно, покупатель скорее всего будет немножко опасаться получить измождённую старую жилистую скотину, стоимость которой будет сильно отличаться от упитанной и вкусной. Нужен эталон, иными словами, нужно сравнить величину вашего быка с некоей определенной величиной, принятой за единицу измерения этой величины. Проще говоря, взвесить. Кстати, в чём будем вешать? Вы в курсе, что в каждом мелком социоэкономическом образовании были свои меры длины, веса, объема и так далее, что превращало торговлю в такую олимпиаду по математике, какая вашим детям и не снилась? Зато в процессе этого тренировался ум и развивалась математика. Мда. Так вот, этим эталоном конечно может являться вес, но тогда гири вам придется таскать с собой. В случае с экономикой эталоном являются деньги. Это второй инструмент из тех двух, что я упомянул.

В общем, давайте возьмем за аксиому, что быки рано или поздно понадобятся каждому, то есть это товар с высокой ликвидностью. Мы берём ваше стадо, загоняем его в стойло, затем оцениваем, приняв за единицу годноты нормального такого, вкусного бычка. Всё, что до него не дотягивает - хрен продаш, разве что с огромной скидкой и в голодный год, с другой стороны, кожа да кости - это тоже ресурс (для кожевенников, например). Поэтому всех бычков взвешиваем, всё что равно или выше эталона оцениваем в быках, а всё что не дотягивает - в шкурах, мы добрые, жилистое мясо и мослы пойдут в нагрузку, типа программа поддержки лояльности клиента. Оценщик подбивает бабки и выдает вам кучу снабженных печатями бумажек, символизирующих ваше богатство, и вот теперь можно торго... так, стоп. А что если вам нужно просто купить у лоточника стакан лимонада? Ему что, платить за это полноценной тушей или шкурой? Возвращаемся к оценщику и просим разменять крупные купюры. Скажем... Вон там в таверне подают блюдо - ломоть жареного мяса и ломоть хлеба. Приравняем фунт мяса к фунту хлеба и попросим разменять быка на хлеб.

Бац. Содержатель стойла через оценщика превращается в менялу, одного из первых банковских работников. Кстати вы ему ещё должны за оценику и печать бумажных быков, не забудьте оплатить в кассу, ибо любой труд должен быть оплачен, а запихивать бодающегося быка на весы - это тот ещё геморрой, я вам это гарантирую. Ну и - этот меняла по сути является гарантом ваших финансовых возможностей, то есть во-первых его уважают на районе и его печати верят, а во-вторых он отвечает за сохранность вашего капитала. Если корова в стойле сдохнет - он возместит вам её стоимость.

В общем, у менялы помимо стойла образовался ещё и амбар с зерном из которого по необходимости выпекается хлеб, а ваш сосед, с которым вы спорите о правах на землю - которая нужна ему чтобы растить пшеницу, а вам - чтобы пасти скот - уже стоит рядом с вами и хочет, чтобы вместо горы бумажек с ломтями хлеба у него была котлета из бумажек с быками. Технически это значит что вы владеете частью его активов, а он - ваших. Цимес же в том, что если сегодня вы отвоюете у него пару гектаров и вырастите больше быков, а он вырастит меньше хлеба, его бумажки станут чуток дороже, а ваши - чуток дешевле - если не изменится спрос. Поэтому вы поразмыслив, приглашаете соседа в таверну, перетереть о делах.

Потому что за соседним столиком сидит с важной рожей металлург, у которого помимо горстки "быков" и кучки "булок" сверкает золотом "металл", который нужен и вашему соседу (ибо сельхозинвентарь), и вам (как прикажете резать стадо коров без хорошего ножа?).

Однако за фасадом его довольной рожи скрывается беспокойство: в отличие от ваших с соседом товаров, которые поглощаются в таверне, его товар практически не расходуется при применении (ну разве что при заточке). Это означает, что в ближайшей перспективе он насытит рынок и никто покупать металл у него не будет, а значит жрать ему будет нечего. Так что, пока металл в цене, он раздумывает - а не поменять ли свою золотю купюру на мешок ваших. Вы подсаживаетесь к нему и начинаете тереть за бизнес, и рожаете ещё одну идею: как насчет того, чтобы процветать вместе? Вы отдаете хиппану с его пшеницей всю свою землю кроме небольшого куска, где стоит скотный двор, взамен он обеспечивает ваш скот зерном, сеном и соломой дабы скот тучнел и стоил дороже. Сие называется рента. В свою очередь, поскольку в одну харю этот парень обработать такой участок не сможет, он наймет кучу безработных, ошивающихся вокруг таверны с голодными глазами и обеспечит их лопатами и мотыгами - из металла. Что касается металлиста, то он получает заказ, но не это главное. Главная ваша мысль - денежная реформа. Теперь вместо бумажек менялы, всех этих "быков", "булок" и "слитков" вы будете чеканить монеты, приняв за основу, например, единицу веса, которой пользуется тавернщик дабы дать каждому посетителю один ломоть хлеба и один кусок мяса. Допустим это фунт. Вместо тяжелой металлической монеты мы сделаем небольшую и легкую, но напишем на ней что она стоит один фунт. А ещё мы выпустим 12 монет помельче - это у нас будут, например, шиллинги. И 240 монет ещё мельче, это у нас будут пенсы. Хохма в том, что их вес будет равен одному фунту. Таким образом металлург окажется при деле, стоимость всех товаров будет стандартизирована, а меняла избавится от кучи геморроя с оценкой и взвешиванием, а также от амбара и стойла и станет просто банкиром. То есть вы будете хранить у него денежный запас, а он будет следить чтобы его никто не спёр.

Но. На обеспечение всех финансовых операций тех монет, что вы наштамповали - не хватит. В результате внезапно для вас, ломоть мяса вместо фунта стал стоить полпенни (вторые полпенни стоит хлеб, а вместе они блюдо в трактире). Это падение цен на самом деле является дорожанием денег. Настоящее падение цен будет, когда к вам в гости заглянет сосед из ближнего зарубежья и глумливо хихикая выкинет на рынок товара больше, чем тот сможет его переварить. Это называется "кризис перепроизводства" - вы будете вынуждены снизить цены до уровня "отдам почти даром", ибо у вас уже и скотобаза битком забита, и амбар от зерна ломится - новый урожай девать некуда. В принципе, можно попробовать либо выломиться на внешний рынок (вроде соседи живут севернее и у них там вечно какие-то проблемы с едой, зато у них есть пушнина и много леса) - что определенно сделают ваши соседи, скупив ваш товар и экспортировав его за нужный им ресурс, но что если перепроизводство возникло по другой причине - ваш сосед-хиппан придумал сраный плуг и сократил за ненадобностью кучу народа, которые опять бродят вокруг таверны и не могут ничего купить, так как у них нет денег. Голод при ломящихся от товаров прилавках? Суровая проза жизни.

И тут к вашей компании подсаживается бывший вождь, а ныне военачальник, и уведомляет, что во-первых, так как он выдает по роже всем, кто пытается покуситься на ваши земли, скот, зерно и баб, вы должны отстегнуть на содержание армии, во-вторых, так как он обеспечивает порядок в городе и отсутствие побоищ в таверне, вы должны отстегнуть на содержание стражи, в третьих так как пожары у металлурга и взрывы на мельнице (мука умеет взрываться, сюрприз, да?) его достали - вы должны отстегнуть на пожарную команду, в четвертых, поскольку со своими проблемами все обращаются к нему - он есть закон, а поскольку он тут всем рулит, и у него ещё три города в подчинении - он уже не военачальник, а царь. А посему, все земли теперь - его, монету штамповать тоже будет он. Ибо закон.

Ваше искреннее возмущение и желание свободы торговли начинают пахнуть тем, что называется "экономический либерализм", вы требуете невмешательства государева в дела торговли и согласны обсудить в Думе условия налогообложения, а также правовой статус подданных. Эта идея называется "парламентская монархия". Она становится возможной только при ослаблении монархии абсолютной, а так как у царя есть армия, то он просто намекает, что ещё одно такое либеральное слово - и выражение "в рот мне ноги" будет вашей суровой реальностью.

Время идёт, царь время от времени устраивает войнушки с соседями, а дабы покрыть расходы на жалование солдатам, которые ничего не производят - штампует монету. А в мирное время озадачивает зодчих на памятники себе. Первое приводит к инфляции - то есть к появлению в обращении большого количества ничем не обеспеченных денег. Второе усугубляет проблему, так как статуи ни товаров, ни денег не приносят, а потому являются омертвением капитала.

Продолжение следует. Ибо дзен уже начал подтормаживать.