«Злостными хулиганами не были, но пошалить любили», – улыбается председатель Законодательного Собрания ЯНАО Сергей Ямкин, когда речь заходит об одноклассниках и учителях второй школы.
Будущий ямальский спикер учился во второй школе Салехарда недолго, но со многими, с кем познакомился там, общается до сих пор.
– У нас был очень дружный класс. В десятом нас особенно сплотил преподаватель Валерий Павлович Галишников. С параллельным классом по вечерам мы играли в волейбол, баскетбол, футбол. В то время Дом культуры народов Севера (ДКНС) уже разваливался, там крутили первые видеофильмы. Но времени на развлечения особо не было, ходили с ребятами на разные секции. Одна была на Комбинате: занятие начиналось в семь вечера, а заканчивалось около десяти. Приходил домой, выпивал чашку морса и ложился спать.
В школе пошалить любили. Однажды решили подшутить: одноклассник что-то разглядывал в окно, а мы дунули ему с двух сторон в уши. От неожиданности парень дернулся и головой разбил стекло.
Нас отругали и обязали застеклить окно. Где его взять? Только на стройке… Это было целое приключение, – вспоминает Сергей Миронович.
Выпускники 1979 года всерьез озадачились поиском средств на наряды и праздничный стол. Молодая – только со студенческой скамьи, – учительница поддержала инициативу и с помощью родительских связей определила детей на… стройку. В течение года десятиклассники участвовали в возведении двухэтажного деревянного дома напротив современной школы № 2. Так были заняты каникулы и выходные. Сколько именно удалось ребятам заработать, сейчас и не вспомнить. Но то, что они помогли родителям серьезно сократить расходы на выпускной – точно.
С тех пор традиция формировать трудовой десант прижилась во всех, начиная с пятого, классах, которые вела Надежда Загноева. В те годы общественному труду придавали особое значение, никто не «косил».
– У нашей старенькой и маленькой школы был очень хороший двор, – вспоминает учитель. – Каждый год с наступлением холодов ребята расчищали площадку и заливали каток. Никто не ныл, наоборот, было стыдно не пойти со всеми. Вечерами там играли в хоккей, причем не только наши ученики.
Надежда Павловна учительствовала до 62 лет, лишь в 2010-м решила окончательно уйти на пенсию и переехать в Тюмень. Но расстояния не мешают поддерживать связь с Салехардом и школой. Дружный выпуск 86-го скидывается на билет для «классной» – какая встреча без нее! Она же по старой привычке называет бывших учеников детьми, тут же добавляет, что им давно по 50 лет, но для нее они все те же.
Хроника второй городской: про сенокосы, озорство и «буксиры»
Играла Анну Каренину и любила английскийСтарая одноэтажная деревянная школа №2 на пятиклассницу Елену Казарез (девичья фамилия) произвела не самое приятное впечатление. До этого семья жила в Тюмени и Нягани – было с чем сравнить…
Но скоро все изменилось. К выпуску старая постройка стала местом, где спорили о теоремах, романах и даже правилах орфографии, веселились на дискотеках и ставили спектакли – в общем, с удовольствием проводили время.
– Мой классный руководитель Татьяна Николаевна Бакшеева на уроках литературы учила нас мыслить, давала свободу творчества, – рассказывает выпускница 1993 года. – Ей не составляло труда организовать литературную гостиную.
Запомнилось, как играли с одноклассником сцену из Анны Карениной. Костюм для меня собирали всей школой. Татьяна Николаевна принесла экстравагантную шляпку с вуалью, кто-то нашел накидку красивую, платье в пол – очень достойно получилось. Такая внеклассная работа заинтересовывала. Мы готовились, волей-неволей читали, учили роли, вживались в них – так и осваивали программу и нам не требовались никакие репетиторы.
Говоря о классном руководителе, замгубернатора Тюменской области Елена Еремеева подбирает самые теплые и нежные эпитеты. К ее заслугам она относит сплоченность класса. Не каждый учитель может похвастать, что у всех своих учеников побывал дома. Она стояла за них горой, если кто отставал в учебе – договаривалась с предметниками о дополнительных занятиях. Вместе с тем, поощряла инициативы к саморазвитию – обсуждала с учениками самостоятельно прочитанные произведения.
– Еще я очень любила английский, – отмечает Елена Станиславовна. – Если нужна иллюстрация педагога-новатора – это наша «англичанка». Уроки всегда проходили нестандартно, мы часто пели. Кстати, между собой называли ее Miss Apple. Такое вот безобидное и характеризующее предмет прозвище учителя по фамилии Яблокова.
Сергей Ямкин – о том, как озорничал и учился
У школьников прошлого века квесты были не постановочные, а самые настоящие. Председатель окружного Заксобрания вспоминает, например, как по осени собирали сено для совхоза «Салехардский».
Каждый ученик должен был сдать примерно мешок… Недолго думая, Сергей с двумя товарищами отправились на лодке на сенокосные поля. И накосили сразу на два класса – полторы тонны!
– Из преподавателей особенно запомнилась Людмила Павловна – она вела математику и была очень строгая, – вспоминает спикер. – На ее уроках нельзя было побаловаться, но при этом она никогда ни на кого не повышала голос. Мы очень ее за это уважали.
Остались приятные воспоминания об учителе физики Игоре Николаевиче. Это был молодой паренек, только после института – с ним мы чувствовали себя на равных. Но физику все равно знали.
Не скажу, что я был отличником, но уроки учил. Раньше ведь приходилось сдавать экзамены практически по всем основным предметам – тянули билеты, писали сочинения. Это не как теперь выпускникам предлагают угадать правильный из трех ответов – считаю, что это не тот уровень образования, который должен быть в наших школах. Советую ребятам уделять больше внимания учебе – в жизни пригодится не только математика и русский, но и история, география, другие предметы.
Впадать в крайность – зубрить и ничего вокруг не видеть, тоже не нужно. Как показывает практика, карьеру проще стоить ребятам коммуникабельным, с развитым креативным мышлением, – считает Сергей Миронович.
В разговоре с «КС» он признался, что, бывало, сбегал с уроков. С друзьями ходили в походы, даже зимой. Ставили палатку и всю ночь пели песни под гитару у костра. Но спиртного никогда не пили. И с одноклассниками до сих пор дружат, регулярно встречаются.
Классный руководитель – о том, почему будущего ямальского спикера оставляли после уроков
Будущий председатель окружного парламента Сергей Ямкин попал в класс Надежды Загноевой незадолго до выпуска, когда семья переехала из Аксарки.
– Сергей отличался воспитанностью, сдержанностью, уважительным отношением ко всем. Поэтому класс его сразу принял, он быстро вписался в коллектив, – говорит классный руководитель. – Никаких драк и выяснений отношений не помню. Этот выпуск вообще был самым дружным. Тогда ремонт в классах делали своими силами, Сергей всегда хорошо чинил парты.
Труднее новому ученику давались сочинения. Атрибуту капитализма – репетиторству – в систему советского образования места не было, зато после уроков индивидуально занимались с отстающими, подтягивали.
– Надо было готовиться к выпускному сочинению, тогда темы звучали очень широко, например, нравственные проблемы в таком-то романе. С Сергеем мы штудировали литературу на тему войны: «Горячий снег» Бондарева, «А зори здесь тихие» Васильева… «Войну и мир» тоже, это, пожалуй, одно из самых сложных произведений школьной программы. Сергей вытянул своей ответственностью и упорством. Итоговая оценка – твердая четверка.
Про школьный двор и папироски…
Надежда Павловна Загноева уверяет, что во времена ее преподавания школьники покуривали, но не наглели, дымили тайком.
В память педагога врезалась история с пятиклассником, которого она застала с поличным. Подобрать верные слова было непросто, говорит, объяснила на уровне «что такое хорошо и что такое плохо». Бросил подросток или нет пагубную привычку – доподлинно неизвестно, но больше никому на глаза с папиросой не попадался.
– А однажды на выпускной парни пронесли бутылочку, я этот момент просекла уже после распития. Очень строго отчитала их, тихонько отправила домой и совершенно случайно услышала их беседу. Они рассуждали между собой, мол, она нас не сдаст, ей можно доверять. У меня и правда, не было привычки докладывать о таких вещах директору или еще кому, за это меня ученики и уважали, – уверена педагог.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
«Школа трещит по швам. И это – здорово»
В сильнейшей школе Салехарда нет мест, но ей нужно больше детей. Потому что есть, что им дать. Так считает Елена Сивицкая, директор второй школы уже 27 лет.
В старом деревянном здании мечтали о пристройке, а получили новое – большое и капитальное, какое и во сне не снилось. Тогда даже представить не могли, что новостройка, рассчитанная на 800 человек, будет переполнена. В новом учебном году у второй школы – 1410 учеников.
– Государство требует, чтобы ребенок рос гармоничной личностью, жил в мире с собой, – рассуждает Елена Сивицкая, в прошлом году признанная лучшим директором школы на Ямале. – Но ведь негармонично развитый учитель не может воспитать гармонично развитую личность. Поэтому традиции и корпоративный дух важны для педагогов. У нас это и общая рыбалка, и походы в горы, и спортивные состязания. Есть учительский хор уже пять лет, до него была вокально-танцевальная группа. В нашем коллективе больше людей, сдавших нормы ГТО, чем в других школах Салехарда. Я получила золотой значок первой из директоров.
В учебе тоже много достижений. Акцент – на повышение качества образования: с 2008-го переводим 10-е классы на индивидуальные учебные программы, со следующего года хотим распространить эту практику на 8-е и 9-е классы. Ограничены только помещениями, а так – у нас есть всё, все возможности очень сильных преподавателей.
Так, мы первыми начали преподавать китайский язык.
Учителя искала три года. Обращалась и в Красноярский университет, и в Москву. Понятно, китайский сейчас – это бренд, за его изучение платят большие деньги, который школа предложить не может… Поэтому низкий поклон тем людям, кто работает по призванию. Когда я случайно узнала, что в Катравоже живет преподаватель китайского, предложила место, и учитель согласилась.
Ученики с хорошими баллами по физике после 9-го класса могут попасть в корпоративный класс компании «НОВАТЭК» с физико-математическим направлением.
Самым же показательным результатом я считаю скорость набора первоклашек. Двадцать лет назад, когда отстроили это новое здание, один из руководителей города на мои сетования по поводу нехватки мест сказал: «Что вы горюете. Через пять лет вам некого будет учить». Прошло 20 лет. Наша школа трещит по швам. Шесть первых классов набрали за 18 (!) минут приема. Все остальное время объясняем родителям, что места закончились. Это очень тяжело. Но, как руководителю, мне приятно. Быстрее нас так никто не укомплектовывается!
За последние годы внутри школы перестроили все, что можно. В фойе остались только гардеробы. И я все равно считаю: чем больше школа, чем больше в ней детей – тем лучше. Это лучшая социализация ребенка. Здесь не какие-то избранные учатся, а дети из самых разных семей. Ребенок при этом учится быть самостоятельным, общаться со всеми, находить общий язык. Но все же… Я буду безмерно рада, если у нас появится еще один корпус. Сколько новых домов вокруг нас строится, и жителям обидно: школа через дорогу, а попасть в нее невозможно. Нам жизненно важен еще один блок. Он нужен ради детей, которые живут рядом. Им нужна наша школа!