На первом фото – торжественное возвращение английского эсминца в порт Лит.
На втором фото – немецкие неудачники.
Добрая традиция забираться на палубу неприятельского корабля и устраивать там кровавую поножовщину уходит в незапамятные времена. Еще древние римляне, примостырив на свои корабли «ворона» сделали подобный способ выяснения отношений на море одним из основных. Абордажи были неизменно популярны среди моряков, так как победа в рукопашном бою помимо морального удовлетворения от победы обычно приносила весомое материальное вспоможение в виде захваченного, а не отправленного на дно груза и корабля. В практичные времена каперство, подразумевающее в первую очередь захват и перепродажу, было весьма рентабельным и респектабельным бизнесом, хотя и высоко рисковым. Для удобства резни в стесненных условиях корабельной падубы были разработаны даже специальные девайсы – абордажные сабли.
Флот ее Величества, процветающий с призового права, абордажи любил и ценил, а посему развитие огневой мощи, позволяющее относительно легко отправить противника на дно, вероятно огорчало простых моряков. Тем не менее, абордажные сабли продолжали держать на кораблях даже тогда, когда смена дерева не металл создавало сложности к прикреплению их на «подручных» поверхностях.
В 1936 году, отчаявшись, Адмиралтейство таки сняло абордажные сабли с вооружения, постановив, что отныне это чисто церемониальное оружие. Однако с кораблей железяки убирать не стали – традиция, как-никак.
В феврале 1940 года германский танкер «Альтмаарк»драпал от преследующих его английских эсминцев. На борту у него было около 300 английских военнопленных моряков пересаженных с призов и жертв «Адмирала графа Шпее». Так получилось, что драпая немцы забежали в норвежские нейтральные воды, где и встали на якорь, показывая английским морякам неприличные жесты. Норвежцы заявили, что "Альтмарк" не вооружен и имеет полное право укрыться в нейтральных водах.
Кнесчастью для тевтонцев преследовал их эсминец с характерным именем «Казак». Имя обязывало, и так сказать накладывало, при виде близкой добычи команда испытывала нечто похожее, что испытывали платовцы при виде французского обоза, прижатого к Березине. Могут ли правовые нормы остановить казака? Нет, особенно если высокое начальство дает добро, а высокое начальство в виде Черчилля добро дало.
Ночью «Казак» вернулся во фьорд, командир корабля Капитан 1 ранга Филип Вайэн приказал команде приготовиться к захвату неприятеля. Команда похватала, что пришлось под руку, и абордажный антиквариат, хранившийся в рундуках на полубаке пришелся тут весьма кстати.
Эсминец направился прямо к жертве, немцы попытались таранить противника, но благодаря успешному маневру корабль пристроился к борту танкера. Немцы не так много уделяли внимания традициям, потому противоабордажных сетей у них не было, что весьма способствовало натиску британских моряков. На палубе разгорелась яростная стычка, в которой вооруженные кулаками и всяким хламом немецкие матросы уступали старой доброй стали, в итоге шестерых немцев зарубили нафиг, а еще семерых подстрелили в ажиотаже – когда те попытались по льду добежать до берега. Поскольку увлекательное времяпрепровождение захватило весь экипаж танкера,то в процессе любительской постановки эпизодов «Одиссеи капитана Блада» на фоне суровых берегов Норвегии, неуправляемое судно село на камни.
После того как немецкая команда признала поражение по очкам, командир абордажной партии спустился в закрома, со словами – «А нет ли здесь незаконно удерживаемых английских моряков?» После того как запертые в трюмах англичане обозначили свое присутствие радостными воплями «сегодня мы все английские моряки», он ответил – «Ну что ж, флот уже здесь!» ("Any Englishmen here?" "Yes! WeareallBritish!", "Well, theNavy'shere!")
Освобожденные моряки перешли на борт эсминца, который с триумфом вернулся в Англию. Немцы с грехом пополам сняли танкер с камней и уковыляли в Германию. Норвегия заявила протест, но англичане сообщили, что имели место быть техническое нарушение, но «в главном то они правы» - на борту были незаконно удерживаемые пленники.
Воодушевленные британцы еще несколько раз в ходе войны забирались на вражеские палубы, но подраться им больше не удалось. Ближе всего они были к реализации мечты в 1941 году, но итальянцы с крейсера «Пола» драться отказались, по обыкновению сдались в плен. Так что инцидент с «Альтмаарком» является последним зафиксированным применением абордажной сабли британским флотом по назначению. Но я верю, что даже в век атома на палубе английского корабля найдется место для рундука с заветным оружием.