Уже с 1945 года на улицах Москвы стала появляться трофейные легковые автомобили преимущественно немецких марок. Удивляться тут нечему.
Везли победители из Германии трофейную автотехнику и не только. Большая её часть централизованным порядком поступала на склады Министерства обороны. Оттуда автомобили распределяли по учреждениям и автобазам. Конечно, те, что поновее, доставались высоким армейским чинам и людям со званиями. Причем не бесплатно.
Со временем многие трофейные Опели и БМВ и Мерседесы списывались и попадали в частные руки. В районе Коптево на пустыре в те годы образовался стихийный авторынок, где продавали машины, мотоциклы и велосипеды, а заодно и запчасти к ним. Этот рынок просуществовал до середины 50-х годов.
Первый магазин по продаже автотехники открылся в Москве на Бакунинской улице в конце 40-х годов. Он так и назывался «Автомобили». В его выставочном зале стояли огороженные лентой «Победы», «Москвичи» и даже «Зимы».
Именно тогда началась их свободная продажа частникам. Запомнился плакат тех времен. Счастливый обладатель новой «Победы» сидя за рулем, демонстрирует сберкнижку, которая помогла ему скопить нужную на покупку сумму. Инженер или квалифицированный рабочий мог позволить себе автомобиль, только сильно затянув ремешок.
Сначала объемы продаж у магазина были совсем небольшие. Свободных денег у населения было мало, и спрос был небольшим. Покупатель, выбрав модель, платил в кассу и прямо с находящегося здесь склада уезжал на машине в ОРУД получать номера.
Очереди на «Москвич-400» и «Победу» образовывались стихийно. Переклички по списку устраивались каждый месяц в соседнем дворе. Не пришедшие тут же вычеркивались. Зато ЗИМ можно было купить без очереди. Только стоил он в те годы 40 тыс. рублей, в четыре раза дороже самого дешевого Москвича. Делать такие покупки могли позволить себе только богатые ученые, артисты, спортсмены и передовики социалистического производства.
С повышением спроса технику стали сгружать у платформы станции Москва-Южный порт окружной железной дороги. Потом возле метро «Автозаводская» соорудили для этого площадку, огородив её высоким забором с «колючкой» наверху. Она у москвичей и приезжих быстро получила название «Южный порт».
Площадку поделили на секции, где отдельно стояли новые и бэушные автомобили, сданные на комиссию от частников и иномарки. Прикормленные охраной собаки днем дремали в тени жалких кустов. Ночью добросовестно охраняли стоянку, облаивая проходящих мимо забора редких прохожих.
Покупка машина происходила тогда следующим образом
На Бакунинской улице покупатель оплачивал в кассе магазина стоимость автомобиля, получив взамен накладную и кассовый чек. На следующий день будущий владелец мчался с утра пораньше в Южный порт занять очередь на просмотр. Обычно за день продавали не более пятидесяти машин, которые и выставлялись на продажу. На площадку пропускали пять человек. Остальные ждали, когда они наконец-то выберут себе подходящий агрегат.
Продавец забирал у них накладную и вручал взамен справку-счет для регистрации покупки в ГАИ. Потом за 10 рублей нацеживал из своей канистры бензина в бак, чтобы счастливый хозяин смог доехать до ближайшей заправки.
Потом шла следующая пятерка. Последней доставались самые невостребованные автомобили с внешним дефектами.
P.S. Автомобильная тема слишком большая, чтобы охватить её в одной статье. Продолжение будет следовать. Следите за выпусками.