Китайская культура имеет свою специфику, которая проявляется во всех аспектах жизни народа и страны и даже "выплеснулась" далеко за её пределы. Она охватывает разные планы, уровни, стороны быта и проявляется повсеместно. Есть сугубо национальная сторона и привнесённая - заимствованная.
Самая заметная часть китайской культуры - национальная архитектура, с её абсолютно узнаваемыми элементами: имитирующей бамбук черепицей, как бы вогнутыми коньками крыш, украшенными фигурками реальных или мифологических зверей. Этот архитектурный стиль характерен как для самого Китая, так и для стран, подвергшихся прямому или опосредованному воздействию китайской культуры: Кореи, Японии, Монголии; Индонезии, Малайзии, Филиппин, странам Индокитая, которые каждая на свой манер и в своей мере творчески переработали этот стиль, но тем не менее он остаётся абсолютно узнаваемым.
Там же, где проживают китайские диаспоры (да хоть в США, Канаде, Австралии и других странах) этот стиль сохранён первозданно, различаясь лишь в той мере, в какой это свойственно тем провинциями Поднебесной, из которой изошли предки тех китайцев, что проживают ныне в той конкретной диаспоре.
Другая характерная, крупная и узнаваемая сфера китайской культуры - кулинария. Приготовление пищи мелкой нарезкой ингредиентов, что облегчает термообработку - почти непременно на большом огне в воке, во всяких разных соусах, что с одной стороны хорошо обеззараживает продукты, сохраняя максимум полезных свойств, а с другой экономя топливо, которое всегда в этой стране было в недостатке, так как там чрезвычайно большой процент пустынь, полупустынь и гор, большей частью безлесных, при очень высоком числе народонаселения, малом числе земель годных под сельскохозяйственную обработку и, соответственно, чрезвычайно малом числе лесов, которые естественно должны сохраняться в виде лесов, а не быстро пойти под топор на топливо! Мелко нарезанные ингредиенты удобны и для того, чтобы хватать кусочки палочками для еды, не набивая при этом рот большими кусками - удобно прожёвывать (в китайской культуре не принято иметь и пользоваться столовыми ножами, и мелко нарубленные ингредиенты оптимально решают задачу приёма пищи).
Палочки для еды, маленькие плошечки (куда кусочки блюд не накладывают горкой, а всего лишь над которым кладут в рот взятый палочками из общего блюда кусочек...). Китайская посуда для приёма пищи также узнаваема, ни с чем её не перепутать, и представляет собой ценную ветвь китайской культуры - разные её стили бывают превосходного качества (вспомнить только про знамениты китайский фарфор - который вообще миру подарили китайцы), изумительной красоты, и могут быть предметами коллекционирования. Отдельные образцы посуды могут стоить значительных сумм и ценятся коллекционерами, да и просто пользователями, в быту, невероятно.
Примыкающая к столовой посуде посуда для чайной церемонии вообще представляет особую сферу культуры, необычайно многообразно в стилях и эстетических воплощениях, имеется много школ, культивирующих те или иные стили посуды для чайной церемонии, красивы невероятно (китайский эстетический вкус - одна из вершин человеческой эстетики), могут стоить дорого, очень дорого и невероятно дорого, в случае авторских уникальных работ. Хотя, конечно, существуют серийные заводские "штамповки", которые могут быть весьма эстетичны, а стоить доступно.
Сама чайная церемония - нематериальное достояние китайской нации и человечества вообще. Отдельное рассмотрение этой темы, даже по поверхности, позволит понять неискушенному обывателю, что то, что они привыкли называть в своём обиходе "чаем", таковым не является, по сути.
Ну и собственно чайная культура, разумеется - выращивание, сбор, сушка-ферментация, хранение, фасовка продукта, обращение с ним конечного пользователя - значимейший аспект китайской культуры.
Китайская живопись - отдельный узнаваемый бренд в изобразительном искусстве. Традиционны материалы - рулонные полотна, специальная тушь, специальные краски, на основе традиционных ингредиентов, кисти для рисования, темы китайской живописи - узнаваемые, типичные, характерные, придающие специфический колорит.
Недалеко от живописи отстоит китайская каллиграфия - искусство письма иероглифов, являющихся по сути идеограммами - абстрактизированными рисунками. Также значимейший китайский бренд, распространившийся широко в регионе - китайская иероглифика заимствована корейцами, японцами, ранее вьетнамцами (до перехода на стилизованную большим числом диакритики латиницу, с подачи страстного поклонника французской культуры Хо Ши Мина).
Китайские иероглифы чрезвычайно эстетичны - не случайно они получили сильное распространение в современных тату-салонах (печально, что подчас выбор иероглифического текста для нанесения на - точнее под - кожу редко сопровождается вдумчивым выбором сути записанного таким образом высказывания), равно как и основные символы китайской культуры вообще и китайской живописи в частности: драконом, тигром, львом, конём-львом - цилинем...
Религиозная культура аккумулирует в себе архитектуру, скульптуру, живопись, сакральную культуру, обрядовую культуру, доктринальную культуру... С определёнными различиями в зависимости от культа: даосизма, (чань-)буддизма, конфуцианства, культа предков - которые всё же имеют множество общих черт как во внешнем исполнении, так и в доктринальном учении и обрядовости.
Это всё неполный перечень аспектов китайской культуры. И каждый перечисленный здесь, и оставленный пока за рамками рассмотрения, заслуживает подробного отдельного рассмотрения. Что и будет делаться в последующих публикациях. Следите за ними на моём канале, для чего оптимальным решением будет подписка на него.
До скорых встреч!