Так случилось, что первая песня санктпетербуржца Алексея БРЫНДИНА, которую я услышала, начиналась словами: «Господа журналисты, хватит ненужных вопросов, // На ненужный вопрос вам никто не даст нужный ответ». Именно после этих двух строк я задумалась о своих вопросах Алексею в преддверии выхода в октябре 2018-го его нового второго альбома. А пока общались, отметила про себя ряд нескольких пунктов-критериев, по которым подсознательно ставила высокую оценку личностным качествам автора и исполнителя. Это доброжелательность, широкая эрудиция, желание отразить в своей песенной поэзии не только извечные ценности, но и их состыковку с реалиями дня сегодняшнего. По-моему, эти строки говорят сами за себя:
«Напишу-ка я песню на случай бронхита,
Прослыву занудой среди своих коллег,
Ведь сейчас нужно быть чем-то вроде бисквита,
Не выделяться своей амплитудой и не форсировать рек…»
- Алексей, что впервые тебя сподвигло написать бардовскую песню? И о чём она была?
- Я должен сразу сделать поправку, что не пишу в каком-то одном определённом жанре. В моей жизни просто намного раньше рок-исполнителей появились такие авторы, как Окуджава, Визбор, Высоцкий, Городницкий, Никитин и другие. За это я очень благодарен моим родителям. Если мне не изменяет память, то до лета 2003 года я обладал крайне узким кругозором в рок-музыке, но имел пять или шесть блокнотов с переписанными от руки текстами песен Владимира Семёновича. Летом же 2003 года я познакомился на шахматном турнире, где представлял сборную Санкт–Петербурга в мемориале Анатолия Евгеньевича Карпова, с молодым человеком из Твери Артёмом Кметь. Турнир проходил в известном на всю страну детском лагере «Орлёнок», что позволило не только соревноваться, но и активно общаться друг с другом. Артём рассказал мне об огромном количестве коллективов. Вернувшись после домой, я, во-первых, начал слушать буквально всё подряд, что мог отыскать на кассетах и дисках из русскоязычного рока, а, во-вторых, взял в руки гитару сам. Помню, первая песня, которую я научился сносно играть, была «Песня о друге» Высоцкого из кинофильма «Вертикаль». Сам же я начал пытаться что-то сочинять, наверное, только через год… Первая моя песня, если мне не изменяет память, называлась «Дождь».
- В выбранном тобой жанре очень сложно быть услышанным массами, так как в основном сегодня всех интересует попса и рэп. Какие шаги ты предпринимал для популяризации и пропаганды бардовской песни?
- Знаете, быть услышанным массами для меня не является целью. Скорее это возможность, которая в наше время стала доступна практически всем, благодаря интернету. Повторюсь, я много слушал и читал о тех людях, которые поднимали уровень русскоязычной песни на вершину смысла и слога. Наверное, самой подходящей цитатой для определения моего отношения к желанию стать известным и популярным, являются слова Виктора Робертовича Цоя: «Я не ищу популярности». Если интересно, то почитайте его интервью на эту тему. Что же касается моего творчества, то я просто пишу. Пишу достаточно регулярно. В наше время есть огромное количество разных интернет-платформ, на которых желающие могут послушать мои песни и почитать стихи. Хотя я весьма ленив в вопросе размещения их где-либо. Очень надеюсь, что встречу на своём пути людей, которые мне помогут в нахождении островков для хранения моего творчества в огромном океане информации. На данный момент есть группа в социальной сети В Контакте, в которой присутствует вся информация о концертной деятельности, а так же и всё моё творчество, есть мои личные страницы на Facebook, Instagram и Twitter. Конечно же, помимо этого я стараюсь выступать. Регулярно это происходит в моём родном городе Санкт-Петербурге, реже, к сожалению, в других городах. Это связано с тем, что помимо музыкальной деятельности я преподаю шахматы детям. Делаю я это практически каждый день в 4-5 разных местах, да к тому же даю уроки частным образом. Наличие любимого дела в таком количестве имеет и свои плюсы для творчества, и свои минусы. Главный плюс – возможность быть независимым в финансовом плане, а главный минус – это некая отрешённость от музыкального мира. По сути, я иду своей дорогой. Аналогично дела обстоят и с пропагандой. Она полностью отсутствует. Вернусь вновь к словам Цоя, которые звучали так: «Я не люблю так называемых «пророков», которые считают, что имеют возможность и право учить жизни других людей. В своих песнях я раскрываю свои проблемы, делюсь своими увлечениями, и обучение жизни в мои обязанности не входит. Я чувствую себя счастливым в случае, когда мои песни пришлись кому-либо по душе». Вы сказали, что сейчас в основном всех интересуют попса и рэп? Значит, так тому пока и быть. Моё же дело добиваться понимания слушателя той музыкой и теми словами, которые мне самому близки.
- Как близкие относятся к твоему увлечению?
- Родители всегда относились с опаской. Однако, никогда не запрещали ни играть на гитаре, ни слушать абсолютно разную музыку. Это в юности. Сейчас, что греха таить, читают, слушают, следят за событиями. Думаю, что они осознали тот факт, что без этого мне жить будет куда хуже.
Тут же какая история? С одной стороны, как вы верно заметили, — то, что я пишу и пою не очень пока близко массовой аудитории, что естественно формирует у моих родителей мысль: «А зачем тогда это продолжать делать?». Но с другой: переживания и мысли, оставленные на бумаге, – это мой личный способ психологической перезарядки. Если к этому ещё прибавить регулярный умственный процесс, общение с новыми людьми, получение новых знаний, эмоций и т. д. и т. п., то получается, что их сын вполне себе неплохо устроился. Кроме родителей с 10 июня 2018 года в полку моих близких людей прибыло – я женился. Супруга моя сам процесс сочинительства поддерживает, и многие песни ей нравятся, но вот финансовые вопросы репетиций, поездок и записей на студии – это другое дело. Тут, как говорится, верчусь как уж на сковородке.
- Процесс создания песни у всех происходит по-разному. Из чего состоит твоя рабочая обстановка? Без чего песни не получится?
- Знаете, если честно, то я понятия не имею. Некоторые стихи и песни были написаны в дороге, некоторые непосредственно с мест каких-то событий… Большинство, наверное, всё же дома. Самым верным на ваш вопрос, скорее всего, будет сказать, что идея песни или стихотворения всегда зарождается как некая реакция на какое-то событие или какую-то мысль. У меня, во всяком случае, именно так. Далее уже идёт процесс художественной обработки. В этом процессе мне, безусловно, необходима тишина и уединение. Вот и получилась нехитрая формула всего моего творчества: идея, тишина, уединение.
- Творческое тщеславие — это хорошо или плохо?
- Я не знаю. Видите ли, я сам по себе не тщеславен. Может быть, я таким родился, а может быть, взял пример с отца и моего тренера по шахматам… Моя любимая цитата на этот счёт: «Никогда ничего не просите, особенно у тех, кто сильнее вас». В какой-то мере, в плане творчества, я считаю, что просить кого-то, например, поставить твою песню в эфир или напрашиваться на какую-либо передачу или фестиваль — это тоже тщеславие. Вообще, пользоваться какими бы то ни было личными связями в решении вопросов, где присутствует здоровая конкуренция с другими людьми, не люблю. Хочу, чтобы песня была в эфире – пишу на почту. Хочу на передачу или фестиваль – аналогично, действую на общих правах. Ведь, чем моё творчество или я сам лучше других? Почему я прошу для себя? На каком основании? Если же говорить о творческом тщеславии, как о возвышении себя перед другими в плане слога, или мелодии, или звучания, то пусть решает читатель или слушатель. Безусловно, часто у творческих людей случается ситуация, когда так и хочется крикнуть: «Неужели ЭТО лучше, чем Я!?», однако, я для себя решил так – если моё личное мнение никак не соответствует мнению зрителя, значит нужно работать и доказывать ему на деле, что я действительно лучше. Ещё лучше писать, ещё лучше петь, ещё лучше играть и т. д.
- Приносят ли материальный доход выпуск альбомов и концерты?
- Концерты приносят. Небольшой, но приносят. Выпуск альбомов — пока нет. Стоит правда заметить, что пока я выпустил только один альбом, да и тот, можно сказать, самиздатом. Вот в конце сентября – начале октября уже при содействии компании «Бомба-Питер» выйдет второй альбом. Посмотрим, что из этого выйдет.
- Во все времена артисты использовали творчество не только для воспевания любви и красоты, но указывали на заболевания общества, на проблемы, иной раз и политические. Знаю, ты тоже пишешь «на злобу дня». Все ли понимают то, что ты хотел донести? Или случаются критические споры и дебаты?
- Мне не нравится словосочетание «использовали творчество». Скорее, это любовь и красота используют нас как некую призму для формирования творческого материала. Аналогично я сужу и о стихах, и о песнях «на злобу дня». Лично я пишу их не специально. Возвращаясь опять к концепции «идея-тишина-уединение», идея написать нечто подобное у меня всегда возникает как реакция на конкретные события. Произошедшие недавно или же нет — это уже другой вопрос. Иногда реакция бурная и быстрая, а иногда она догоняет тебя через длительный срок. Что же касается споров и дебатов, то они же могут возникнуть лишь при желании обеих сторон. Я не люблю спорить. Особенно о песнях. Моё творчество – это мои мысли и переживания. Они не истина в последней инстанции. Не согласен с ними? Не переживал подобного? Значит спор наш не имеет смысла.
- На какую тему ты никогда бы не стал писать песню? И почему?
- Никогда не напишу песню на тему, которая никак не резонирует с моей душой. Просто потому что не смогу. Именно по этой причине никогда не искал возможности дополнительного заработка, как автор пишущий стихи и песни на заказ. Летом 2017 года, работая вожатым, наверное, уже в последний раз, я проспорил напарнице, кому из нас наши дети доверяют больше. Она уверяла, что мне, а я полагал обратное. В итоге, задолжал ей песню про неё, но вот уже прошёл год, а ни мелодии, ни строчки. Возможно, мы с ней мало видимся и не столь близки, чтобы я смог что-то написать, но это уже другое дело.
- Смотрела твой клип «Поменяй струны». Отличная атмосфера. Планируешь ли и дальше что-то снимать? Вообще, что в планах?
- Да? Спасибо. На самом деле, с клипами у меня пока не очень складывается. Дело в том, что как автор я рисую определённую картину словами и музыкой, а видео в случае клипа должно нести ещё какую-то дополнительную информацию. Получается, что для того, чтобы снять клип на уже написанную мной историю, необходимо придумать ещё одну. Причём, они почему-то, как говорят профессионалы, не должны пересекаться. Для меня это сложно. Автором идеи клипа, который вы видели, был мой друг Родион Варежкин. Это полностью его заслуга, за что я ему вечно буду благодарен. Так что как и в случае с интернет-платформами для размещения моего творчества, новые клипы будут появляться только при условии, что найдутся люди, которые смогут мне в этом помочь. Намного легче говорить о планах музыкальных. В конце сентября – начале октября выйдет второй студийный альбом под названием «Легче лёгкого». Он появится в интернете при содействии компании «Бомба-Питер». 3 ноября состоится мой традиционный осенний акустический концерт, на котором я исполню немало новых песен, сочинённых за лето. Для жителей Санкт-Петербурга продефилирую, что событие будет приурочено ко Всемирному Дню Мужчин, который отмечается в первую субботу ноября, и проходить оно будет в клубе «Манхэттен» по адресу: СПб, Набережная реки Фонтанки, 90. Очень надеюсь, что этой осенью увидит свет сборник «Соборище. Часть 2. Авангард и андеграунд новой литературы», в котором будут представлены, наряду с другими авторами, и мои стихи. 19 января, в день моего рождения, возможно, будет живая презентация альбома в Санкт-Петербурге. Ну, и главная наша задача на этот учебный год с ребятами – это подготовка материала для следующего альбома и формирование большой концертной программы, которая будет состоять из выбранных нами песен со всех альбомов.
- Приходилось ли отказываться от чего-либо важного во имя своего творчества?
- На самом деле, нет. На данный момент я живу в гармонии с самим собой и с окружающими. Преподаю, репетирую и выступаю, да играю в футбол. Благодарен Богу за возможность каждый день продолжать самосовершенствоваться во всех этих направлениях. Может быть, от чего-то я и отказался в связи с тем, что пишу, но, во-первых, это было неосознанно, а, во-вторых, раз отказался, значит и не особо важным это было. В конечном итоге, все мы стремимся жить счастливыми, и оставляем в наших жизнях то, что нас делает таковыми в наибольшей степени.
- Недавно разгорелся шуточный спор между Питером и Москвой благодаря Сергею Шнурову и Семёну Слепакову. Ты живёшь в Питере, но в Москве тоже бываешь. На чьей ты стороне и нет ли у тебя «ответной» песни?
- Без обид, но не слежу за творчеством ни того, ни другого, поэтому без понятия о какой песне вы говорите. Вообще, я считаю, что чрезмерно много внимания уделяется этим двум городам. Было бы здорово, чтобы в каждом городе и даже селе нашей огромной страны жили люди, которые всем сердцем любили бы именно свой родной край. Коренных москвичей и петербуржцев то не так и много в сравнении с приезжими. Да и те всё больше по заграницам катаются, и жить туда переезжают. Вот когда в шуточный спор вступят все города и все сёла России, а не два мегаполиса европейской её части, тогда на равных условиях со всеми я согласен буду поддержать Санкт-Петербург. И не шутками, а скорее от всего сердца и серьёзно. Сарказм и бытовой юмор в творчестве мне не очень симпатичны. Предпочитаю им совершенствование в иронии.
- Можешь ли дать какой-либо лайфхак тем, кто только начал сочинять?
- В зависимости от того, чего они хотят. Если постоянно расти над собой, совершенствоваться и получать от этого удовольствие, то могу посоветовать читать, смотреть фильмы, ходить на спектакли. Найти людей и занятия, которые б их вдохновляли на творчество. Если же важен результат в виде популярности или денег, то тут я не советчик. Из двух сторон одной медали я на той стороне, где аншлаги и безумные гонорары, если и придут, то вместе с чувством гордости за красоту русского языка, за величие музыкальной гармонии и за единение родственных душ вокруг чего-то большого и светлого, а не за вычурные рифмы, прямолинейные биты и игру на низменных желаниях толпы.
- Каких личностей ты мог бы назвать своими кумирами и почему?
- Вы знаете, я уже вышел из того возраста, когда малознакомые люди могут считаться кумирами. В молодости это были Высоцкий, Окуджава, Науменко, Цой, Тальков и Шевчук. Пятерых из них я никогда не знал, да и с последним, скорее всего тет-а-тет побеседовать не удастся. Людям свойственно создавать себе героев. В какой-то момент моей жизни и я себе таковых создал. Наверное, ввиду сочетания их творческого таланта и индивидуальности характера. Владимир Семёнович – это олицетворение русского духа бунтарства, когда нараспашку рубаха, грудь оголена, и ощущение, что ничего не страшно. Булат Шалвович – иной случай. Это пример человека, который в творчестве своём сохранил светлый и спокойный мир, несмотря на то, что в реалии судьба его провела сквозь суровые тяготы войны. Михаил Васильевич — первый, кто своим творчеством восхитил меня из тех музыкантов, которые как бы стоят в стороне от всего вокруг. Виктор Робертович показал, что и в простые формы можно поместить глубокий смысл, а своими интервью навсегда запечатлел в моём сознании образ простого человека при сходящем по нему с ума окружении. Игорь Владимирович в своё время обратил моё внимание на то, что музыкальные границы стилей – это штука вымышленная. Юрий Юлианович же — человек с огромным и добрым сердцем. Именно его история жизни дала мне веру в то, что люди достойны того, чтобы их любили.
- Под каким девизом ты живёшь?
- Вообще, не люблю девизы. Они зачастую слишком узки относительно многогранности нашей жизни и тем более жизни других. Однако, если представить, что таковой у меня есть, тогда скорее всего звучать он должен так: «Говори то, что думаешь, думай, что говоришь, и поступай согласно сказанному». Ну, и ещё один, наверное, такой: «Люби то, что делаешь, и делай то, что любишь».
- Спасибо, Алексей! Искренне была рада знакомству с твоим творчеством!