Критерии, по которым можно определить качество предоставляемых услуг в частном (да и в государственном) пансионате для пожилых людей, на самом деле, довольно простые. Но обычно родственники не обращают на них внимания, точнее, просто не задумываются, что это важно.
Для тех, кто выбирает пансионат для своего близкого, обычно важны обстановка, чистота, уют, небольшое число постояльцев, качество питания, вежливость персонала. Это и правда важно, но кроме этих вещей нужно внимательно смотреть и вот на что.
В каком бы состоянии не был пожилой человек (предположим, если у него тяжелая деменция или он не встает после инсульта), сиделки и сестры должны максимально поддерживать его самостоятельность.
Это значит, что если человек может ходить, его надо мотивировать выходить в столовую, а не приносить еду в комнату. Если он не может передвигаться – вывозить в столовую в коляске.
Если не может сидеть – он ест в положении полусидя в кровати, самостоятельно. Пускай это занимает больше времени, чем если его покормят с ложки. Кормить подопечного можно только в том случае, если он сам не в состоянии держать приборы.
То же правило касается других операций: чистки зубов, одевания, походов в туалет. Можно немного помогать, контролировать, обеспечивая безопасность, но не выполнять все за человека.
Вспомните себя, когда вы не выдерживали капризов или медлительности своего маленького ребенка, что происходило? Скорее всего, вы начинали делать все за него: одевать, брать на руки и тащить по снегу в поликлинику или в садик, кормить с ложки за затянувшимся обедом. Так быстрее, так проще. Но если ребенок вырастет и рано или поздно всему этому научится, в старости утраченная функция не вернется больше никогда. Самостоятельные действия, если они возможны – это зарядка для мозга, мышц, тела. Нельзя лишать ее человека.
Обратите внимание на то, как организован досуг, какие занятия есть в пансионате для проживающих. В некоторых заведениях они сводятся к просмотру телевизора. И все. Уточните у персонала, какие именно игры, книги, пособия, инвентарь используются при этом. Попросите расписание занятий, ознакомьтесь с ним, а лучше - попросите разрешения немного понаблюдать за уроками.
Важно, чтобы это были занятия на мелкую моторику (сборка конструктора, мозаики, пазлов), на поддержание памяти (чтение вслух стихов, басен, сказок), речи. Со стороны такие занятия мало чем отличаются от тех, что проводят в детском садике. Ничего страшного, раскраски, поделки, прописи, чтение простых книг – это все поддерживает мозг в тонусе.
Проследите, чтобы в пансионате были условия для передвижения человека на инвалидной коляске и с ходунками. Желательно, чтобы в доме с лестницами и выше одного этажа был подъемник или лифт. Иначе маломобильные или немобильные люди просто не смогут выходить на улицу.
Обратите внимание на ширину дверных проемов. Они должны быть достаточными, чтобы в них прошла инвалидная коляска.
Обязательно уточните, как часто с подопечными гуляют. Помните, что прогулки возможны даже для лежачих больных – в хорошую погоду функциональную кровать можно вывозить на улицу, во двор или сад. Но для этого, опять же, должна быть доступная среда в помещении, пандусы.
Спросите, как моют в пансионате лежачих и маломобильных подопечных, какие устройства есть для этого. Мытье в кровати губкой или пенкой – не лучший вариант, он допустим в течение дня при смене подгузника или после туалета, но хотя бы два-три раза в неделю должен быть полноценный душ. Существуют специальные стулья и кровати для мытья инвалидов, лежачих больных, их можно завезти прямо в ванную комнату.
Не стесняйтесь попробовать еду, которой кормят постояльцев. Попросите меню на неделю, убедитесь, что еда – разнообразная, диетическая,вкусная и сбалансированная.
Попросите показать вам дежурную аптечку на ресепшне. Желательно, чтобы кроме аспирина и жгута в ней были обезболивающие (нурофен, спазмалгон, но-шпа), жаропонижающие (парацетамол, панадол), лекарства от изжоги и язвы желудка (гевискон, омез, гастрофарм, ренни), лекарства от повышенного давления (капотен, эналаприл), лекарства от пищевых отравлений (энтерофурил, смекта). Тонометр, термометр (лучше – бесконтактный). Мы указываем тут примерный список лекарств, которые обычно есть в каждой домашней аптечке, все они безрецептурные, но могут быстро помочь в случае, если ваш близкий плохо себя почувствует. Можно, конечно, дать ему весь мешок с собой, но лучше, чтобы все это было в наличии у медсестры пансионата.
Вы вправе узнать, какое образование и какой опыт работы у сиделок и медсестер, попросить у медперсонала копии их дипломов (их может предоставить директор пансионата).
Уточните режим посещений. Плохо, когда на посещение вам выделяют строго определенное время, как в больнице. Хорошо, когда вы имеете свободный доступ для посещений.
Уточните, как будет действовать персонал в случае пожарной тревоги. В некоторых государственных интернатах и частных пансионатах лежачие и маломобильные подопечные живут на втором этаже, без лифта, и в случае чрезвычайной ситуации просто не смогут покинуть помещение. Проверьте, что выход из здания не загроможден, свободен, в наличии огнетушители, а подъезд к дому позволяет проехать габаритному автомобилю.
Убедитесь, что до пансионата легко и быстро может доехать скорая помощь.
Обязательно подробно сообщите персоналу о хронических заболеваниях вашего родственника, об особенностях его здоровья, наличии аллергии, пищевых и бытовых привычках и предпочтениях. Оставьте администратору несколько телефонов для связи: мобильны, домашний, рабочий, телефон кого-то из близких родственников на случай, если с вами не смогут связаться.
Поверьте, соблюдение этих пунктов важно. От этого зависит, насколько комфортно и безопасно будет вашему близкому в учреждении. И насколько спокойно будет вам.
Сеть частных пансионатов «Забота и уход» в Москве и Подмосковье имеет штат специалистов в области геронтологии, психологов, терапевтов, медсестер и сиделок, которые осуществляет высококачественный уход и реабилитацию пожилых людей, в том числе, пациентов с деменцией и болезнью Альцгеймера. Консультация по телефону: +7 (495) 744-34-61