Найти тему
Khromakkord Colorization

Крейсер «Аскольд». Уникальный «пятитрубник».

Крейсер "Аскольд". Чёрно-белый оригинал взят из открытых источников.
Крейсер "Аскольд". Чёрно-белый оригинал взят из открытых источников.

Давно не работал с фотографиями Российского императорского флота. Конечно, среди них много однообразных, типичных, невыразительных. К счастью, есть такие индивидуумы, про которых хочется узнать как можно больше. К этой группе и можно отнести знаменитый крейсер «Аскольд».

Название нового бронепалубника тоже своеобразное, брутальное – в честь легендарного киевского князя. В 1890-хх возникла идея строительства нового крейсера I-ого ранга. Программа обновления и расширения флота была одной из главных в начале правления Николая II. Русские верфи были перегружены, заказы начали поступать судостроителям Англии, США, Германии и Франции. «Аскольд» решено было строить в стране Вильгельма II, благо все договорённости были быстро достигнуты. Сооружение начато в 1898 году, спущен на воду через два года, а уже в 1902 вступил в ряды ВМФ.

С технической точки зрения судно очень интересно: чего стоит единственный и неповторимый пятитрубный силуэт. Узкий «хищный» корпус хорошо резал воду, в отличие от «утюгов» броненосцев, поэтому крейсер на испытаниях разогнался до 24,5 узлов (45 км/ч). Три паровые машины тройного расширения сообщали соответственно трём винтам мощность в 23,6 тысяч лошадиных сил. «Броненосники» сами по себе являлись больше «партизанами», нежели «богатырями». Их защита была представлена лишь в укреплённом поясе, защищавшим основные элементы живучести корабля. Артиллерия тоже не готовилась для эпичных сражений, ведь самый большой калибр составлял только 152 мм. Задачей «Аскольда» в основном было действие в глубоких тылах противника или на просторах океана. При высокой мобильности он мог нарушать каботаж, охотясь за вражескими транспортами, арестовывая или отправляя на дно стратегические грузы. Сразу заявляю, что это не умоляет боевых качеств единицы, а в реальных действиях она показала большой спектр возможностей.

В 1902 году история корабля только начала писаться. Изначально крейсер вошёл в состав Балтийского флота, но из-за напряжённости на Тихом океане ему не пришлось долго ржаветь в серых водах западных морей. Значительное военное усиление Японии потребовало в срочном порядке укреплять морские силы на Дальнем Востоке. В 1903 «Аскольд» отправился в Порт-Артур, пройдя три океана. В его тесных и мелководных гаванях он и встретил Русско-японскую войну.

Первые месяцы прошли совершенно нескучно: ночная японская атака в первый день конфликта временно вывела из строя основные боевые суда, поэтому крейсерам пришлось брать на себя много работы. «Аскольд» вёл бои с японцами, отражал их атаки, занимался досмотром транспортов, чей груз вызывал подозрение.

После гибели адмирала Макарова русский флот снова оказался под блокадой, устроенной японским адмиралом Того. 10 августа 1904 года был совершён рывок во Владивосток. «Аскольд» здесь показал высокие боевые и ходовые качества: выдержав артиллерийскую дуэль, он развил высокую скорость и оторвался от преследования. Из –за тяжёлых повреждений крейсер не мог дотянуть до Владивостока и зашёл в Шанхай, где конца войны был разоружён и задержан китайским правительством.

После подписания мирного договора «Аскольд» вошёл в состав Сибирской флотилии. Ничего интересного в это время не было, исключая различные учения, подавление бунта и исследования возможностей доставки информации через бутылочную почту с анализом местных течений. Но летом 1914 года судно огласил тревожный сигнал: Германия объявила войну России, началась Первая Мировая война. Сразу же вошёл в созданную союзную эскадру, чьей целью было сдерживание немецкого флота в бассейнах Тихого и Индийского океанов.

Позже перешёл в Средиземного море, где с силами Антанты противостоял войскам Османской империи. Весной 1916 прибыл на ремонт во Францию, после него вернулся в Россию, где вошёл в состав флотилии Северного Ледовитого океана. Но Родина была уже другой – без монархии, с Временным правительством, чьи дни уже сочтены.

В 1918 англичане интернировали «Аскольд», в следующем году переведя в состав своего флота под новым именем «Glory IV». 

Через четыре года Советская власть выкупила судно назад. Но время неумолимо: легенда устарела и морально, и физически. Единственным выходом была продажа на металл. В немецком Гамбурге «Аскольд» был разобран.

Своё отражение в культуре нашёл в романе Валентина Пикуля «Из тупика». В годы СССР о крейсере тоже вспоминали – в первую очередь о событиях 1917 года, когда революционная команда помогала закрепить власть большевиков на Севере.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц