Найти тему
Хижина мизантропа.

Взвейтесь кострами.

Сегодня я хочу рассказать о «формальном» досуге тех времён.

Я уже упоминал ранее, что придя в восьмой класс в новую школу, я неожиданно стал председателем совета пионерской дружины школы.

Как такое было возможно? Мой день рождения приходится на последние числа августа и получалось, что я пошёл в первый класс ровно в семь лет, во второй в восемь и т.д. Соответственно закончил я седьмой класс в 13 лет и по возрасту не мог вступить в комсомол. Соответственно в новую школу я пришёл в ранге – «Старшего Пионера».

Как я и писал ранее учителя и администрация в новой школе не имели контактов со старой, были пересланы только наши личные дела. В моём ЛД, было указано, что я прилично учусь, играю на скрипке и даже был в шестом классе членом совета дружины школы. Короче, ничего лишнего там указано не было. Мои посещения директора, вызовы родителей в школу, то что меня неоднократно ловили за игрой в орлянку и прочие художества, упомянуты не были.

По слухам, директором новой школы должны были назначить одного из завучей старой, но в комитете по образованию решили к молодому коллективу подобрать молодого директора. В результате администрации школ не ладили между собой.

Старшая пионервожатая школы, была молодой девчонкой. Которая сама закончила десятилетку пару лет назад и теперь набирала рабочий стаж для льготного поступления в институт. Ей были нужны помощники для того чтобы справляться с оравой пионерии. Видимо никого лучше по личным делам не нашлось и мне было сделано предложение. Поскольку я являлся ещё пионером, но уже достиг возраста вступления в комсомол, Анастасия попросила меня помочь ей с организацией пионерской дружины, помочь провести первые собрания и сформировать совет дружины школы. Со своей стороны она гарантировала мне рекомендации для вступления в ВЛКСМ и поддержку в райкоме при принятии в ряды комсомолии.

С тех времён прошло 37 лет и я попробую рассказать, что осталось в моих воспоминаниях о пионерской организации как таковой.

Пионерская организация, несомненно была структурой строго идеологической направленности. Но парадокс в том, что (несмотря на утверждения многих критиков), в пионерию СИЛОЙ никто никого не загонял, парадокс в том, что вступить в пионеры могли только достойные. И многие сознательно стремились стать такими. Т.е. хорошо учиться, помогать старшим, собирать макулатуру в конце концов.

И, знаете, по прошествии стольких лет я помню на каких примерах нас воспитывали. Пресловутый Павлик Морозов - был отнюдь не самым растиражированным героем, его вынесли на флаг уже позднее, скорее те кто смеялся над пионерией. Нашими героями, скорее были Марат Козей и Валя Котик.

-2
Валя Котик родился в крестьянской семье в селе Хмелёвка Шепетовского района в Каменец-Подольской области Украины. Эта территория была оккупирована немецкими войсками. Когда началась война, Валя только перешел в шестой класс. Однако подвигов совершил немало. Вначале он вёл работу по сбору оружия и боеприпасов, рисовал и расклеивал карикатуры на гитлеровцев. Потом подростку доверили более значимую работу. На счету мальчика работа связным в подпольной организации, несколько боев, в которых он был дважды ранен, разрыв телефонного кабеля, по которому осуществлялась связь захватчиков со ставкой Гитлера в Варшаве. Кроме того, Валя подорвал шесть железнодорожных эшелонов и склад, а в октябре 1943 года, находясь в дозоре, бросил гранаты во вражеский танк, убил немецкого офицера и вовремя предупредил отряд о нападении, тем самым спас жизни солдат. Мальчик был смертельно ранен в бою за город Изяслав 16 февраля 1944 года. Спустя 14 лет ему присвоили звание Героя Советского Союза. Кроме того, он удостоен Ордена Ленина, Ордена Отечественной войны I степени и медали «Партизану Отечественной войны» II степени.

И я не помню обязательных мероприятий связанных с какой-то особой политикой. Но помню, как мы стояли почётные караулы у памятников погибшим бойцам Великой отечественной, или вахты памяти на Марсовом поле.

Возможно многим это сейчас покажется смешным, но тогда участие в этих мероприятиях – было честью. И её надо было заслужить. Мы гордились тем, что нам доверили возможность возложить цветы к памятнику или отстоять свои десять минут в почётном карауле у вечного огня. Если это идеологическое оболванивание – то я за такое «оболванивание». По крайней мере, мои соученики тех лет, даже самые отпетые хулиганы, знали кто победил в Великой Отечественной войне и знали какими жертвами наш народ заплатил за эту победу. Не знаю как вам, но мне кажется – это правильная идеология.

Я не хочу идеализировать, как пионерию так и комсомол. Просто в этих организациях я был как и рядовым так и руководителем. Так вот, лично моё впечатление такое. В основе своей, на уровне рядовых пионеров и комсомольцев – организации были правильные и воспитательный эффект имели нужный. Некоторое потребительское отношение, особенно среди комсомольского актива, прослеживалось уже выше в иерархии. Что было то было.

Увлёкся я что-то, извините.

Вернёмся в мой восьмой класс. Согласившись помочь, на первых порах, старшей пионервожатой, я и не подозревал во что ввязываюсь. :) Слово за слово Настя, эта коварная манипуляторша наивным мной, заарканила меня в свои сети. И на первом, учредительном собрании совета дружины, взяла и предложила меня в председатели. Это был заговор, обрадованные возможностью спихнуть ответственность на другого, все скоренько и единогласно проголосовали за меня. Потом мне рассказали, что решение протолкнуть меня было принято практически сразу. Поскольку в дружину входили классы с четвёртого до седьмого а я был уже в восьмом, то выглядел гораздо солиднее чем прочие пионеры. Так сказать, подавлял авторитетом. Насте такой помощник и был нужен, ей не улыбалось возиться с дружиной одной. Насколько я понял позже, в школе с такой численностью учащихся, положено было иметь пару вожатых, старшую и младшую. :) Но укомплектовать школу по полному штату не успели, да и на такую штатную единицу могли и не обратить внимания. Практически я выполнял эту функцию, на общественных началах.

Надо сказать, это был мой первый опыт руководства коллективом. Первое время я зашивался во всяких бумагах и отчётах. Да, было всё по взрослому, вёлся и журнал заседаний с протоколами, и дневник председателя, и журналы совета дружины – оперативный и парадный. Отчеты в районный и городской пионерский штабы, короче мрак. Но совместно с Анастасией мы разгребли всё это дело, назначив ответственными за всю писанину наиболее старательных девчонок. Скажу честно, по мере разгребания дел и сваливания задач на помощников, я начал понемногу пользоваться своим положением. Особо не наглел. Но бывало прогуливал уроки, прикрываясь необходимостью поездки в райком. Было дело, да и Настя меня прикрывала от гнева недовольных учителей. Правда пользовался этим редко, чаще пользовался подобным прикрытием, чтоб отлынивать от классных часов и политинформаций. Был такой вид дополнительных занятий, частенько скучных и нудноватых.

А так, жили весело. Устраивали конкурсы и концерты, проводили межклассные соревнования. Курировали октябрят, старшие пионеры были прикреплены к младшим классам и время от времени помогали учителям октябрят. Сопровождали их на прогулки в парк или на выезды в музеи. Вообщем жили обычной школьной жизнью.

Ну и напоследок хочу напомнить, во времена СССР, в случае совершения проступка (не важно какого), принадлежность к организации (пионерии, ВЛКСМ или КПСС) – считалось ОТЯГЧАЮЩИМ обстоятельством. И эти проступки судились и/или осуждались всегда более сурово.

Странный сегодня получился пост, вроде много хотел сказать, но… Если что не совсем понятно – спрашивайте, поясню в комментах.

Спасибо.

PS Хотел закончить статью пионерской песней, но ничего в голову не идёт. Взвейтесь кострами - мне никогда особо не нравилась, серьёзного ничего ставить не хочу. Вот, давайте этой закончим. :)))