Когда я только узнал, что Уэс Крейвен собирается снимать продолжение своей трилогии «Крик», я негодовал. Вот зачем, скажите, неплохие фильмы, сюжет которых логично завершается в третьей части, портить продолжениями. Ответ как всегда банален – деньги. Правда, обычно продолжения, снятые спустя большой промежуток времени с момента выхода последней части получаются не просто плохими, а ужасными. «Звёздные войны. Эпизод I» (это предыстория, но не суть), «Индиана Джонс и королевство хрустального черепа» тому яркие примеры. К слову сказать, наши «киномастера» переняли эту вредную привычку – их продолжения и ремейки хороших советских картин как минимум вызывают желание исторгнуть недавно съеденное (как максимум – кого-нибудь пристрелить).
Вот теперь и Крейвен со своим «Криком». Да, дела у маэстро ужасов в последнее время идут не очень хорошо, поэтому снять продолжение известной трилогии, видимо, показалось ему хорошей затеей. Что можно сказать о «Крике» в общем. Это молодёжный ужастик («слешер», если хотите), в котором типичных подростков без зазрения совести режет маньяк в маске. Был период, когда подобные фильмы выходили регулярно и пользовались известным успехом. Можно сказать, что «Криком» Крейвен положил конец этой регулярности. В хорошем смысле этого слова. Ибо его фильм помимо стандартной резни наполнен ещё всевозможными отсылками к фильмам ужасов и высмеиванием штампов жанра. После трилогии «Крик» снимать молодёжные ужастики с серьёзным выражением лица было невозможно.
«Крик» убил жанр. Да и правильно сделал, ибо все эти «Дни святого Валентина», «Я знаю, что вы сделали прошлым летом», «Городские легенды» и иже с ними реально достали.
В общем, перспектива увидеть четвёртую серию одного из любимых фильмов совсем не радовала. От просмотра я уходил, наверное, год, а то и больше. Потом наконец сдался и посмотрел, при этом предварительно не читал ни одного отзыва.
Завязка фильма мне показалась весьма оригинальной. Точнее завязка вполне обыденная, но её подача была довольно своеобразной. Как и к предыдущим фильмам, сценарий к «Крику 4» написал Кевин Уильямсон (которому я безмерно благодарен за «Факультет»).
Прошло много лет. Сидни, Дьюи и Гейл, избавившись от маньяка в последнем фильме, живут своими обычными жизнями. До того самого момента, пока в день годовщины резни в Вудсборо в оном городишке вновь не происходят убийства, которые совершил маньяк в маске призрака. Так замечательно получилось, что в это же время в город явилась Сидни Прескот, чтобы презентовать свою книгу воспоминаний о той самой резне, в которой ей удалось выжить. Дьюи теперь шериф города, а Гейл его законная супруга.
Как водится, наши доблестные герои жаждут поймать убийцу, тем более что под его удар попали родственники Сидни.
Хочу сразу сказать, что от просмотра фильма я ничего не ждал. Однако Уэс Крейвен сотоварищи уверенно доказали, что у них ещё есть порох в пороховницах. Продолжение вышло достойным своих предшественников. Оно немного хуже второй части, но гораздо лучше третьей. Разумеется, это всего лишь моё субъективное мнение.
В первую очередь стоит отдать должное сценаристу, который не ударил в грязь лицом. Сюжет вышел бодрым и динамичным, отвлечься на чай и плюшки во время просмотра желания не возникало. В меру шаблонных второплановых и эпизодических персонажей без зазрения совести пускают в расход. Зачастую весьма оригинальными способами. Напряжение в фильме растёт с каждой минутой и с каждым убитым персонажем. Маньяк в маске призрака и впрямь буквально стал призраком, ибо кромсает зазевавшихся жертв прямо под носом у полицейских и бесследно исчезает в ночи. Кровь гротескно льётся рекой, кишки вываливаются на землю, количество трупов превзошло предыдущие части.
Не может не радовать присутствие в фильме основной тройки персонажей, которых играют всё те же Нив Кэмпбелл, Дэвид Аркет и Кортни Кокс. Их появление на экране вызывает лёгкий приступ ностальгии по тому времени, когда я только краем уха слышал о формате DVD и бегал по рынкам в поисках видеокассет. Основная тройка актёров тащит на себе весь фильм, а не просто отрабатывает полученные гонорары. Актёры второго плана запоминаются слабо, но, может, оно и к лучшему.
Чёрного юмора в предыдущих частях было в достатке, а в «Крике 4» его стало на порядок больше. На качестве количество никоим образом не сказалось, хотя пара-тройка провальных шуток имеется. «Крик 4» опасно приблизился к жанру чёрной комедии с элементами ужастика.
Первые части были сняты в конце 90-х – начале 2000-х. Тогда компьютеризация не достигла такого объёма, как сейчас. В новом фильме вовсю используются чуда инженерной мысли – мобильные телефоны, вебкамеры. Убийца не просто снимает все свои злодеяния на камеру, но и выкладывает их потом в Интернет. Что уж тут сказать – прогресс не стоит на месте.
Ну и самая главная интрига фильма – это, разумеется, личность маньяка. Угадать её во время просмотра не так-то просто, Крейвен-Уильямсон успешно подкидывают ложные намёки, в результате чего вы часть фильма думаете то на одного, то на другого, то на третьего. Концовка в итоге оказывается довольно неожиданной. Если говорить прямо, то тут их целых две, причём обе в одном фильме. Когда ты думаешь, что вот оно закончилось, фильм совершает крутой разворот. Даже до сих пор не решил, какая из концовок лучше – та, что в доме, или та, что в госпитале. Первая – вполне логичная, но оставляет какое-то неловкое чувство. Вторая – «хеппи-энд», в котором показали то, что мы хотели увидеть. У меня сложилось такое впечатление, что одна из концовок должна была стать альтернативной и войти в бонусные материалы в изданиях фильма на BD и DVD. Но скорее всего я не прав, и Крейвен-Уильямсон именно так всё и задумывали.
Что имеем в итоге?
Довольно крепкий молодёжный ужастик с уже немолодыми главными персонажами. Он не лишён минусов, одним из которых являются слабые второстепенные персонажи. Однако на них не стоит заострять внимание – это беда всех фильмов подобного рода. В конце концов, эти персонажи всего лишь фон и расходный материал.
«Крик 4» одно из немногих достойных продолжений. У Крейвена стоит поучиться, как надо их снимать. Надеюсь, в будущем он снимет что-то достойное, а не «Оборотней». И не снимет «Крик 5». Нужно знать, когда остановиться.