🔫💣🔪Стрелялки, бои, драки, убийства – даже летом не многие дети в силах оторваться от планшетов и телефонов. Влияет ли наблюдаемое насилие в телевизоре и компьютерных играх на наших детей?
🆘С каждым годом этот вопрос мучает и вызывает споры у родителей, особенно при всё бОльшей распространенности видео, где школьники избивают, издеваются, насмехаются над слабыми или, по их мнению, недостойными ребятами.
💢Тема агрессии является одной из наиболее изученных и актуальных в социальной психологии, ведь именно агрессия лежит в основе войн и конфликтов (как физических, так и эмоциональных).
⚠️Альберт Бандура провел, ставший знаменитым, эксперимент под названием «Кукла Бобо». Участниками стали 72 малыша: 36 мальчиков и 36 девочек, в возрасте от трех до шести лет, все были воспитанниками детского сада. Их разделили на три группы и показывали фильм, в котором взрослый моделировал «избиение» надувной куклы Бобо (ее размер был сопоставим с ростом взрослого человека).
🔸Первая группа видела, что в конце фильма этот человек «вознаграждается» похвалой другого взрослого.
🔸Вторая группа видела, что в конце он «наказывается» руганью,
🔸Третьей группы вообще не было показано никаких последствий поступка.
Таким образом, существовали три различных экспериментальных обращения с куклой.
🔜После просмотра фильма детей помещали в комнату, где находилось множество привлекательных игрушек, но им не разрешили играть ни с одной из них. Далее детей переводили в комнату с куклой Бобо и как обычными, так и «агрессивными» игрушками. Теперь играть разрешалось, а исследователи наблюдали за их действиями в течение 20 минут.
Результаты показали, что группы детей отличались по уровню агрессии. Предложенные модели поведения оказывали значимое воздействие на процесс имитации: те из них, кто видел вариант фильма с последующим осуждением поступка, повторяли значительно меньше агрессивных действий.
Важными оказались и гендерные различия. Так, мальчики показали стремление к подражанию физической модели насилия, а девочки — проявления словесной агрессии. К тому же, мальчики оказались гораздо настойчивее девочек, продемонстрировав два и более акта агрессии, в то время как девочки ограничивались единственным проявлением.
🔜На следующем этапе эксперимента, исследователи предложили награды за повторение увиденных действий взрослого. Все дети продемонстрировали высокое воспроизведение агрессивного поведения, независимо от того, что им было показано, и выявленные ранее значительные различия между мальчиками и девочками стали минимальными. Как отметил Бандура: «…первоначально большие половые различия… практически исчезли» ©️.
Поведение взрослого человека позволяет детям сделать выводы о приемлемости или не допустимости поступков. Модель поведения легко закрепляется посредством наблюдения и имитации.
Что это значит простым языком? А то, что отношения девушки с мужем часто похожи на отношения ее отца и матери. Сын, который «отбился» от рук, курит и пьет пиво, всего лишь считал поведение со своего отца. И никакие разговоры о том, что это вредно и плохо не помогут, если он наблюдал такие поступки в семье.
Мы думаем, что живем своей собственной жизнью, но на самом деле, наше подсознание давно перенесло модели поведения, наши реакции и эмоциональные проявления из семьи, из окружения, из телевизора.
Можно ли изменить стереотипы поведения и заложенные сценарии? Конечно. Но для этого нужно серьезно поработать.