Найти тему
All About Yachts

Чем занимался экипаж Кругосветки Крузенштерна в Копенгагене 1803 года

Первое российское кругосветное путешествие. Часть 3

7 августа около шести вечера «Надежда» и «Нева» подошли к первому, после выхода из Кроншадта, пункту остановки - Копенгагену.

В столице Дании предстояло перегрузить суда, принять французский коньяк («бурдовскую водку») для Российско-Американской компании и взять на борт ученых, которые дожидались в порту. Сначала для научных целей планировалось взять двух студентов из Санкт-Петербурга, но благодаря усилиями министра коммерции графа Румянцева, вместо них были приглашены двое уже довольно известных ученых.

Первым был молодой астроном д-р Йоханн Каспар Хорнер из Цюриха, который по словам Крузенштерна, оказался «одним из самых симпатичных и легких людей на борту парусника «Надежда». Вторым был врач и естествоиспытатель Вильгельм Готтлиб Тилезиус из Тюрингии, который уже принимал участие в морской естественнонаучной экспедиции в Португалию, а ради участия в плавании Крузенштерна вообще отказался от должности профессора в Москве. Так же к экспедиции присоединился врач и естествоиспытатель Георг Хайнрих фон Лангсдорф.

В порт Копенгагена вошли 20 августа и остановились надолго, так как после перегрузки обнаружилось, что сухарям и солонине грозит гибель и их нужно сушить, пересаливать и упаковывать в новые бочки. А кислая капуста, которая была основным в то время профилактическим средством от страшнейшего бича моряка - Цинги - и была необходима в долгом и дальнем походе, испортилась почти вся.

С 21 августа по 4 сентября в Копенгагенской обсерватории была проведена сверка корабельных хронометров - важнейших элементов корабля, без достоверных показаний которых невозможно определение правильного положения судна в плавании.

Крузенштерну стоянка принесла первые конфликты с "пассажирами": согласно дневникам лейтенанта Левенштерна и Ратманова, пока команда занималась делами, посол России в Японию Резанов с надворным советником Фоссе не снимая регалий и орденских лент активно посещали бордели, а Граф Толстой вообще умудрился там же заработать «болезнь, летам его свойственную».

Команда тем временем пользовалась возможностью нормально питаться - во время всей трёхнедельной стоянки команде (140 человек) каждый день закупали свежее мясо и зелень, а также выдавали по две кружки пива.

8 сентября, в пять вечера, флотилии наконец удалось выйти в море. Но почти сразу сильнейший шторм с северо-запада прижал шлюпы к городку Хельсингере, или, как его называют англичане, Эльсинор, расположенному на северо-восточном берегу острова Зеландия. Они простояли еще 6 дней в этом городке, который сегодня всемирно известен как место действия знаменитой пьесы Уильяма Шекспира «Гамлет, принц датский».

Лейтенант Германн фон Левенштерн во время этого шторма записал в своем дневнике: «Повсюду бесконечные стоны. У Ратманова тоже началась морская болезнь, мне приходится стоять за него вахту. Невозможно без боли видеть то, что творится в каютах: все лежат вповалку друг на друге, едва кто-то из пассажиров пытается подняться на палубу, от ужаса перед бушующей стихией он едва не теряет сознание. В кают-компании тишина, стол свободен. Состояние пассажиров уже начинает тяготить. Мы, моряки, немного крепче.»

Только по окончании шторма Европу наконец удалось оставить позади…

Продолжение следует…

View of city Copenhagen 1780
View of city Copenhagen 1780