Первое российское кругосветное путешествие. Часть 3
7 августа около шести вечера «Надежда» и «Нева» подошли к первому, после выхода из Кроншадта, пункту остановки - Копенгагену.
В столице Дании предстояло перегрузить суда, принять французский коньяк («бурдовскую водку») для Российско-Американской компании и взять на борт ученых, которые дожидались в порту. Сначала для научных целей планировалось взять двух студентов из Санкт-Петербурга, но благодаря усилиями министра коммерции графа Румянцева, вместо них были приглашены двое уже довольно известных ученых.
Первым был молодой астроном д-р Йоханн Каспар Хорнер из Цюриха, который по словам Крузенштерна, оказался «одним из самых симпатичных и легких людей на борту парусника «Надежда». Вторым был врач и естествоиспытатель Вильгельм Готтлиб Тилезиус из Тюрингии, который уже принимал участие в морской естественнонаучной экспедиции в Португалию, а ради участия в плавании Крузенштерна вообще отказался от должности профессора в Москве. Так же к экспедиции присоединился врач и естествоиспытатель Георг Хайнрих фон Лангсдорф.
В порт Копенгагена вошли 20 августа и остановились надолго, так как после перегрузки обнаружилось, что сухарям и солонине грозит гибель и их нужно сушить, пересаливать и упаковывать в новые бочки. А кислая капуста, которая была основным в то время профилактическим средством от страшнейшего бича моряка - Цинги - и была необходима в долгом и дальнем походе, испортилась почти вся.
С 21 августа по 4 сентября в Копенгагенской обсерватории была проведена сверка корабельных хронометров - важнейших элементов корабля, без достоверных показаний которых невозможно определение правильного положения судна в плавании.
Крузенштерну стоянка принесла первые конфликты с "пассажирами": согласно дневникам лейтенанта Левенштерна и Ратманова, пока команда занималась делами, посол России в Японию Резанов с надворным советником Фоссе не снимая регалий и орденских лент активно посещали бордели, а Граф Толстой вообще умудрился там же заработать «болезнь, летам его свойственную».
Команда тем временем пользовалась возможностью нормально питаться - во время всей трёхнедельной стоянки команде (140 человек) каждый день закупали свежее мясо и зелень, а также выдавали по две кружки пива.
8 сентября, в пять вечера, флотилии наконец удалось выйти в море. Но почти сразу сильнейший шторм с северо-запада прижал шлюпы к городку Хельсингере, или, как его называют англичане, Эльсинор, расположенному на северо-восточном берегу острова Зеландия. Они простояли еще 6 дней в этом городке, который сегодня всемирно известен как место действия знаменитой пьесы Уильяма Шекспира «Гамлет, принц датский».
Лейтенант Германн фон Левенштерн во время этого шторма записал в своем дневнике: «Повсюду бесконечные стоны. У Ратманова тоже началась морская болезнь, мне приходится стоять за него вахту. Невозможно без боли видеть то, что творится в каютах: все лежат вповалку друг на друге, едва кто-то из пассажиров пытается подняться на палубу, от ужаса перед бушующей стихией он едва не теряет сознание. В кают-компании тишина, стол свободен. Состояние пассажиров уже начинает тяготить. Мы, моряки, немного крепче.»
Только по окончании шторма Европу наконец удалось оставить позади…
Продолжение следует…