И днем и ночью раздается с высоты при храмах Божиих колокольный звон. В чем же истинный смысл церковных колоколов, так ли уж прост их небесной чистоты звук, что в жизни православного христианина может означать бубенец, колокольчик, била, клепало?
«Как много дум наводит он…»
Для начала – загадка: сам в церкви не бывает, а других в нее созывает, что это? Верно, колокол. Если верить историческим источникам, первые колокола появились в Западной Европе. А изобрел их, как гласит предание, свт. Павлин, епископ Ноланский где-то на рубеже IV-V веков. Якобы во сне он увидел чудесные полевые колокольчики, издававшие приятные слуху звуки, после чего и велел отлить колокола в форме этих цветов. И только в 602-604 гг. Римскому Папе Сабиниану удалось придать христианское значение колоколам. С этого времени они и начали свое поистине триумфальное шествие по христианскому миру и уже к концу IХ в. были неотъемлемым атрибутом богослужения.
В России колокола появились почти одновременно с принятием христианства великим князем Владимиром (988 г.). Без голоса колоколов не обходились свадьбы, крестины и похороны. Звоном созывался народ на вече, а при пожарах, стихийных бедствиях или нашествиях охочих до наживы ворогов били набат, собирая народ на защиту отечества. А уж как радостно и величаво, выражая духовную радость и праздничное торжество, пели гимн колокола полкам, вернувшимся с поля брани со щитами!
Колокольный звон – это целая наука. Церковным уставом определены различные виды колокольных звонов. Благовест – мерные удары в один колокол, призыв к началу службы, и в литургию (звон к «Достойно»). Трезвон – звонят в несколько или во все колокола (во все тяжкие, то есть сильные), в три приема (три звона) – к началу службы после благовеста, навсенощном бдении, к благословению хлебов и к Евангелию. Перезвон – когда ударяют во все колокола по очереди – перед водосвятием, перед литургией в храмовые праздники, к выносу креста, плащаницы. Целодневный звон – в седмицу Пасхальную, на Рождество, в тезоименитство, восшествие на престол и коронацию Государя. В церковном уставе звон во время Святой недели зовут красным – веселым, благозвучным, красивым. Тогда допускаются на колокольню все желающие, потому и весь день на всю округу несется радостный и часто бестолковый трезвон.
Даже цари русские любили бывать на колокольне и стремились слить свой именной колокол тяжелее предшественников, чтобы молитвы царские к Богу звучали явственнее прочих. В четвертом часу утра взбирался Иоанн Грозный с царевичами на колокольню прозвонить к заутрене. А полководец Александр Васильевич Суворов удивлял искусным перезвоном духовенство и прихожан своего села Кончанского.
Считается, что по восприятию церковного колокольного звона человек может определить, в ладах ли он с окружающей его действительностью и с самим собой. Так, в душе верующей, ищущей мира с Господом Богом, невольно нарастает светлое и радостное настроение, особенно если «поют» сразу несколько колоколов, издающих мощные и величественные аккорды. Подобное благозвучие поистине чудодейственным образом пробуждает наши души от усыпления духовного. А какими скорбными, удручающими и нередко раздражающими тонами отзывается колокольный звон в сердце нечестивого отступника, порождая чувство беспокойства, душевного томления! Впрочем, палитра ощущений во многом зависит и от того, какой именно колокол мы слышим – праздничный, воскресный, полиелейный, простодневный, или будничный, пятый, или малый. Названия также указывали на обязанности колокола: вечевые, набатные, часовые, путевые или вестовые, метельные.
Существует великое множество названий колоколов. «Пленными» называли колокола, забранные в качестве трофея во время войн. «Ссыльные» - сосланные царями за какую-то провинность. «Царские» - жертвованные царскими особами монастырям и храмам. «Карнаухие» - с отрубленными ушами. «Лыковые» - разбитые и связанные лыком (так делали в старину).
Любопытно, что славянская старина богата языческими преданиями, согласно которым звонницы считались местами жутковатыми (редко кто отваживался посетить их ночью), а сами удары колокола наделялись волшебной силой. Не зря же с помощью последних разгоняли грозовые тучи, а больного или «порченного» человека ставили под колокольный звон в надежде, что обуявший его нечистый дух не выдержит и уберется восвояси. Колокольным мужиком называли привидение, страшащееся звона и падающее вниз во время первых трех ударов набата. Вот почему многие осеняют себя крестным знамением только при четвертом ударе.
От трубных глашатаев к звону
Вначале, как известно, было слово. Значительно позднее в религиозной практике его сменили трубы, звуки которых, к примеру, в Иерусалимском храме, созывали верующих на богослужение. До тех пор, пока на многие столетия эту миссию не возложили на колокол. Само это название происходит от немецкого слова «glocke», а на церковном языке колокол именуется «кампан», поскольку первый медный экземпляр был отлит в римской провинции Кампании.
Отнюдь не случайно русский народ, назвав ударную часть колокола языком, уподобил этим звон живому голосу. И, кстати, свободно качающийся внутри пространства язык – национальная специфика наших колоколов, отличающая их от западноевропейских. Русский способ звона допустил на колокольни колокола в сотни и тысячи пудов, что создало неповторимое колокольное многоголосье. Колокольни древних церквей были небольшими и представляли собой каменные столбики с арочными перекрытиями, под которыми собственно и помещались колокола. Впоследствии звонницы прибрели вид высокой башни с куполом и крестом.
Глас народа….
Колокола имели не только прикладное, но и политическое значение. Вывоз их из города свидетельствовала об утрате одного из знаков самостоятельности. Так, в ХIV в. Александр Суздальский, возведенный ханом в достоинство великого князя, перевез соборный колокол из Владимира в Суздаль. А тверские князья Константин и Василий Михайловичи должны были отправить в Москву соборный колокол, выражая тем самым преданность Ивану Калите.
Сегодня с колокольни Ивана Великого может раздаваться более тридцати звонов, среди которых специалисты различают голос ростовского, новгородского, корсунского и иных колоколов. История, однако, знает и другие печальные события. Колокола восьми московских церквей использовали для переливки и изготовления из них горельефов на новое здание Публичной библиотеки имени В.И. Ленина.
Услышь себя
У многих паломников можно встретить аккуратно подвешенный в салоне автомобиля колокольчик в память о посещении памятных мест - Валдая, Ярославля, Ростова, Суздаля или какого другого древнего города. Ну, прямо, как в давние времена у ямщика под дугой. Путешествуешь, а он тебе настроение создает, напоминает о хорошем, отгоняет злых духов.
В народе о колоколах бытует немало пословиц и поговорок: «звонить во все колокола», «лить колокола», «звонить в лапоть» и другие. И это неспроста, ведь звонят же и сегодня по всей Руси колокола и билы, звонцы и бубенцы, поддужные колокольчики и рынды.
Школа встречает первоклассника звонком на урок, и «последним звонком» провожает выпускника в большую жизнь, свадебный кортеж без колокольчиков тоже не обходится, да и в последний путь уходят под звон церковного колокола. Колокольный звон постоянно сопровождает нас по жизни.
«Я – колокол победы вашей, люди.
Я – колокол надежды вашей, люди.
Я – колокол тревоги ваше, люди.
Я – колокол вселенной.
Люди! Не допустите мне стать погребальным!»
Р.S. Посещая храмы и соборы, попросите разрешения подняться на колокольню. Если и не удастся озвучить колокол, то хотя бы прикоснитесь к нему. Несомненно, вы услышите его. А может быть себя?