— Все мы ходим в магазин за покупками. А в преддверии праздников особенно часто, сметая все на своем пути. Уже дома мы осознаем, что большая часть купленного просто не нужна. А деньги потрачены. Денис, можно ли научиться покупать то, что действительно нужно, не кидая свои кровно заработанные на всякую ерунду?
– Начнем с того, что в наше время создается некая иллюзия работы промышленного производства во благо народа. Ежедневно на прилавки торговых сетей поступает огромное количество разных современных, функциональных и якобы нужных нам товаров, без которых жизнь не жизнь. И ведь народ действительно так думает, опустошая прилавки в ожидании эдакого ВАУ-эффекта!
А по факту оказывается, что не промышленность заботится о нас, а мы заботимся о ней, став заложниками целой маркетинговой системы. И на протяжении долгих лет покорно позволяем собой управлять.
Маркетологи с аналитиками заранее продумывают и решают за покупателя что, когда и как ему купить. Постоянное обновление ассортимента приводит к тому, что люди, узнав о новинке (которая может практически не отличаться от предыдущей версии товара), стремятся ее заполучить
Так, в одной из документальных передач на Нетфликсе историк моды рассказывал о том, как несколько десятков лет назад коллекция одежды на год состояла из 3-х сезонов: зимняя, летняя и демисезонная. А сейчас этих сезонов 52, что равно количеству недель в году. И каждую неделю появляется что-то новое, что-то оригинальное и современное. А то, что было на прошлой неделе, в одночасье превращается в “старьё”. Население постоянно живет в этой гонке — бери, покупай еще, будь на волне, будь в тренде.
Человек приобретает новый смартфон не потому, что сломался предыдущий, и не потому, что у этого телефона нет какой-то жизненно важной функции. А покупает просто потому, что покупая новый, современный девайс, ему хочется почувствовать себя чуть счастливее. Стать ближе к тому ожидаемому состоянию полной гармонии внутри себя.
Получая мимолетную радость от покупки, человеку на миг кажется, что наконец-то он обрел то счастье, о котором все говорят. Ура! Жизнь удалась! Но не надолго. Ведь счастье не приходит с приобретением каких-то вещей. Проверено.
Очень часто люди идут за покупками и не знают вообще что им надо. У них нет четко поставленной цели, и, соответственно, они покупают то, что их привлечёт ценой, упаковкой, условиями, осветив незримым ореолом счастья дальнейший жизненный путь. Ну, как “дальнейший”: ближайшие пару шагов.
Так и шопоголики, которые тратят огромные суммы денег на свои покупки, просто-напросто пытаются купить себе счастье. Но не покупается почему-то.
– Почему же люди ведутся на такие уловки? Ведь всем давно известно, что не в деньгах и не в материальных вещах счастье.
– А потому, что маркетинговая система работает на то, чтобы показать нам, сколько положительных эмоций мы получим, приобретая ту или иную вещь, технику, авто. В каждой рекламе идет давление на эмоции.
Например: «Купив БМВ вы почувствуете себя свободным, сильным и уверенным человеком. Мы воплотим вашу мечту в реальность!» Ни этого ли хочется каждому (или почти каждому) мужчине?
Или в рекламе женской косметики: «Ваша кожа помолодеет на 20 лет, станет упругой и эластичной. Морщины уйдут и вы вновь почувствуете прилив энергии и сил.» Ни этого ли хочется многим женщинам?
Конечно! Вот оно что! Оказывается, надо просто купить вот эту фиговину — и нужные эмоции будут у меня в кармане! В каждой рекламе нам говорят, какую радость мы получим от приобретения продукта. Рекламщики используют психотриггеры, эмоциональные образы, манипулируя нашим сознанием. А мы и рады.
Эти триггеры и образы оказывают прямое влияние на наши эмоции, вызывают их всплеск, тем самым вызывая желание купить то, что в принципе и не нужно. Мы хотим быть счастливыми. Но счастье нельзя купить. Комфорт, удобства, облегчение жизни — можно купить, да, но счастье не зависит от них напрямую. Счастье — это то, что происходит внутри человека. Счастье — это способ восприятия жизни. Это состояние души, а не радость от покупки, которая пройдет через короткий промежуток времени и человек будет снова искать эту эмоцию типа «счастье», превращаясь в заложника современной маркетинговой системы.
– Денис, какие советы ты можешь дать всем любителям шопинга? Есть ли какие-то универсальные?
— В идеале, чтобы на попадаться каждый раз на крючок маркетологов, каждая покупка должна быть спланирована.
1. Нужно ответить себе на несколько вопросов:
- Для чего мне эта покупка?
- Насколько она мне необходима?
- А может у меня уже это есть?
2. Обязательно составить список покупок перед походом по магазинам. Иначе деньги будут потрачены на ненужное.
3. Не ведитесь на скидки, акции и другие заманчивые предложения. Цель магазинов – сбагрить то, что не пользуется спросом или выходит из срока годности. А люди с удовольствием помогают им в этом. Обращайте внимание на скидки только тогда, когда вы заранее планировали купить какую-то вещь. Т.е. сначала — выбираем что купить, и только потом — ищем скидки на это. А не как обычно: пришли, увидели скидку — и накупили хлама. А потом удивляемся: а почему-то у меня вся квартира завалена рухлядью, а денег нет ни на что?!
«Советчики» из телевизора говорят, что покупка должна приносить радость. Нет, покупка в первую очередь должна быть полезной именно для вас. Приобретайте товары обдуманно.