Найти тему

Семейское село Шаралдай - Родина Исая Калашникова.

Именно это устойчивое словосочетание приходит на ум, как только речь заходит об этом селе.

Село Шаралдай
Село Шаралдай

Исай Калашников – талантливый писатель с семейскими корнями, родился в Шаралдае и прославил свою малую Родину.

Исай Калашников.
Исай Калашников.

Из-за врожденной любви к чтению к 15-ти годам подросток перечитал все книги, какие были в округе, благо работа пастухом позволяла выделять свободное время для этого. Несмотря на тяготы военного лихолетья и на то, что окончил всего 4 класса Шаралдайской школы, не бросил заниматься литературой. Повзрослев, начал пробовать силу своего пера и быстро был замечен республиканскими периодическими изданиями. С 1954 по 1974 гг. Исаем Калистратовичем были созданы выдающиеся произведения «Последнее отступление», «Разрыв-трава», «Жестокий век», которые принесли не только известность в стране, но и во всем мире. Отрадно, что в селе почитают своего героя.

Музей-Усадьба Исая Калашникова, проводимые памятные мероприятия - традиционные Калашниковские чтения, экскурсии – яркое тому подтверждение. Выросло в Шаралдае и несколько учеников мастера, среди которых писатель и прозаик Виктор Носков, автор деревенских рассказов.

Музей -Усадьба И.Калашникова.
Музей -Усадьба И.Калашникова.

Для меня Шаралдай открылся не только, как Родина нашего писателя. Стоит начать прежде всего с названия. По одной из версий, Шарадай переводится с бурятского, как Желтая глина или песок. Это могло означать, что места вокруг села богаты различными глинами. Но об этом немного позже.

Вид на с. Шаралдай из-за околицы.
Вид на с. Шаралдай из-за околицы.

Сейчас о заселении Шаралдая семейскими. В 1767 году в Заганские деревни на 25 подводах прибыла третья партия старообрядцев, часть из которых и была поселена в Шаралдае. К приходу семейских здесь уже стояло 7 дворов. В 1772 году построено еще 12 дворов. К 1795 году в селе насчитывалось уже 294 двора, среди которых 254 двора старообрядческих. В 1919 году было уже 370 дворов, а в 1926 – 692 двора. Большая численность населения предполагает использование большого количества посуды. С собой из Польши она не могла быть привезена ввиду хрупкости, поэтому семейские умельцы начали искать материалы для гончарства и присматриваться к местным старожилам. Оказалось, что в Шаралдае имелась хорошая глина. Возможно среди старообрядцев поселены были в Шаралдай гончары-ремесленники, поэтому и стала рождаться посуда из местной глины.

Около 200-т лет назад Шаралдай славился своим гончарным ремеслом на всю округу. Керамическая посуда из Шаралдая продавалась практически повсеместно по Забайкалью – от Троицкосавска до Петровского Завода, от Тарбагатая до Новой Бряни, от Верхнеудинска до Бичуры и Куйтуна.

Гончарным ремеслом в Шаралдае занимались целые семьи, тонкости мастерства передавали по наследству. Особенно славились гончары Шаралдая: Братья Ананьины Демьян и Фома, Евдокимов Харитон, Иванов Макар, Каспаров Кузьма, Ребягин Иван.

Из шаралдайской глины изготавливались горшки, плошки, миски, кринки, молочники, подойники и макитры для молока, латки, черепушки, ендовы, кашники, корчаги, кувшины, кисельницы, рукомойники и даже рюмки. Посуда была разного объема для различных продуктов. Семейские к посуде относились по-особому, использовали много посуды в своем быту: для своих многочисленных семей, для питания в пост - постная, для питания вне поста - молостная, для чужаков – отдельная посуда. Глину брали в логу за деревней.

При нынешнем изобилии керамической посудой уже никого не удивишь, а вот 200 лет назад иметь в деревне своих гончаров было за счастье. И хоть в других семейских деревнях были свои гончары, в Шаралдае было всё же наиболее массовое производство посуды. Поэтому каждая шаралдайская хозяюшка наверняка имела не один десяток горшков, плошек и кувшинов, изготовленных по соседству. Постепенно самодельная посуда была вытеснена покупной керамической и гончарное ремесло к сожалению, сошло на нет. 100 лет назад люди уже покупали посуду на ярмарках в Верхнеудинске (Улан-Удэ) и Троицкосавске (Кяхта).

История Шаралдая за годы существования, начиная с 1767 года помнит немало событий, среди которых ссоры и споры с местным населением из-за земли, которые разбирались царем, кровавые всполохи Революции, притязания и издевательства японцев, трудное становление Советской власти, лихолетье военного времени.

Расцвет села пришелся на середину 20 века - это было крупное и крепкое село. В эти годы строится новая школа, Дом культуры. Успешно работает колхоз «Гигант», который был создан на базе нескольких коммун и мелких колхозов. Наиболее крупным промышленным предприятием села было объединение «Сельхозтехника», которое имело республиканское значение. В советское время село цвело пышным цветом. Сейчас остатки этих предприятий навевают тоску, которая усугубляется при взгляде на глубокие овраги, разросшиеся по селу. Сложно писать на мажорной ноте о Шаралдае, однако хочется пожелать, чтобы это семейское село несмотря ни на что, вновь расцвело, как цветут по весне пышным цветом здешние кустики серебристо-сиреневых ирисов…

Ниже представлены фотографии домов и окон Шаралдая.

Здесь, как и в любом другом семейском селе много старинных домов, украшенных деревянными кружевными наличниками и раскрашенных, будто пёстрые семейские сарафаны...

Фотографии сделаны в июне 2019 г.

-5

-6

-7

-8

-9

-10

-11

-12
-13

Благодарю вас за внимание!