С некоторыми франчайзинговыми терминами читатели нашего канала уже познакомились, например "роялти" или "паушальный взнос", теперь своими словами распишем некоторые другие понятия из мира франшиз:
Франшиза - это совокупность новшеств, прав, наработок, нематериальных благ, передаваемых головной компанией покупателю франшизы за вознаграждение.
Франчайзер - это, собственно, и есть головная компания, или продавец франшизы, или лицензиар.
Франчайзи - это покупатель франшизы. Иногда применяется другой термин - лицензиат.
Договор франшизы: это документ, который регламентирует все взаимоотношения покупателя (франчайзи) и продавца франшизы (франчайзера). Подробнее про договор франшизы можете почитать в этой статье.
Первоначальные инвестиции: это предполагаемый общий объем вложений франчайзи, необходимый для запуска франшизы. Обычно они представлены в виде широкого диапазона, и включают в себя паушальный взнос, оборудование, аренду офиса, и прочие расходы для старта бизнеса. Иногда паушальный взнос выделен отдельно.
Мастер-франшиза: это вид взаимоотношений, при котором франчайзер предоставляет франчайзи особый статус, с правом не только вести бизнес под брендом головной компании, но и собственноручно продавать франшизу в определенном регионе. Причем, мастер-франчайзи может сосредоточиться только на продаже франшизы, руководство франчайзинговым филиалом для него не обязательно.
Пролонгация договора: продление первоначального договора франшизы, в соответствии с которым франчайзи сохраняет право ведения бизнеса по франшизе на новый срок. Как правило, пролонгация договора франчайзинга происходит автоматически в случае отсутствия взаимных претензий у обоих сторон.
Документ о раскрытии франшизы (FDD) - документ, который раскрывает подробную информацию о франчайзере и о франшизе. Благодарю ему, Вы можете понять для себя всю целесообразность приобретения франшизы. В США FDD стал обязательным условием для франчайзинговых компаний начиная с 2008 года после внесения некоторых поправок в 30-летний закон о франчайзинге Федеральной торговой комиссией (FTC). В странах же СНГ в настоящее время законодательство не обязывает франчайзера предоставлять максимально подробную информацию о франшизе потенциальным покупателям.
Индекс удовлетворенности франчайзи (FSI) - коэффициент, отражающий удовлетворенность владельцев франшизы конкретного бренда (высчитывается по 100-балльной шкале). FSI был разработан компанией Franchise Business Review в 2007 году.
Международная ассоциация франчайзинга (IFA) - крупнейшая и наиболее известная организация, представляющая франчайзинговую отрасль. IFA регулирует отрасль, содействует в финансировании франчайзеров и франчайзи и активно продвигает франчайзинг на политической арене. В России же, начиная с 1997 года, функционирует Российская ассоциация франчайзинга (РАФ).
Спасибо! Если Вы знаете другие термины - пишите в комментариях!