Иногда в считанные месяцы гибнут компании, которые нам казались незыблемым гранитом, огромными нерушимыми утесами в бушующем океане бизнеса. Но вот вдруг такая фирма в одночасье объявляет о банкротстве и выясняется, что было-то у нее не все гладко, а вовремя решать проблемы руководство ленилось.
Мы очень часто рассматриваем организацию как механизм. Соответственно, когда что-то не так, мы склонны ее ремонтировать, как сломавшуюся машину. Здесь нужно заменить деталь, здесь улучшить качество топлива, а здесь не трогать, пока не сломалось окончательно.
Именно поэтому системные проблемы организации часто остаются за кадром до тех пор, пока не сломалось все и совсем. Решение мелких неурядиц постоянно откладывается «на потом», застарелые конфликты продолжают тлеть, небольшие несоответствия производственных циклов остаются без внимания. Ведь «все работает», а если работает, то лучше не трогать. Этот подход имеет право на существование тогда, когда есть большой запас мощности и благоприятные условия внешней среды.
А вот во времена, когда внешняя среда стала более агрессивной и нет возможности многократно продублировать функции с целью обеспечения надежности, начинаются проблемы. Кризис вскрывает все недостатки организации в первые же недели и дальше падение к гибели компании идет только по нарастающей. Накопленные проблемы в срочном порядке не решить, а большого запаса времени уже нет. Реагировать надо мгновенно.
Именно поэтому в кризис погибают те, кто вовремя не обратил внимание на симптомы. Примерно так же погибают люди, в том числе и очень богатые, которым было лень вовремя обратиться к врачу или просто избавиться от вредной привычки.