Если, например, красота прописана формулой в коде ДНК, то учиться ей не нужно.
Да, встречается и такое.
Некоторые люди носят в себе печать красоты и сверяют с кодом то, что видят и слышат.
Если образ, произведение, действие совпадают со внутренним мерилом – значит, красиво.
Диссонирует образ – чего тут гадать: красота не удалась.
Но врожденное чувство прекрасного не рука и не нога: по умолчанию каждому не выдается.
И гадай тогда, как быть - если «медведь на ухо наступил», или образное видение отлучилось при рождении и больше не вернулось.
В 90-е и нулевые в бардовской тусовке Красноярского края частенько появлялась одна колоритная личность.
Приятной наружности мужчина, средних зрелых лет, с тонким чувством юмора, еврейским «р» ни разу не скрываемого происхождения – и абсолютным отсутствием музыкального слуха при исполнении песен.
При этом Сергея считали признанным музыкальным критиком и приглашали чуть ли не на каждый фестиваль авторской песни в Сибири. Потому что музыкальный вкус нашего героя слыл безупречным. И не в пример большинству, ценитель любимого диссидентами жанра слышал даже самую легкую фальш - когда пели и играли другие.
Спросите, как такое возможно?
Тоже постоянно удивлялась.
Секрет в том, что этот человек годами общался с мэтрами авторской песни, посещал бардовские тусовки, какие только мог. И натренировал музыкальный слух, раздвинув границы эстетического восприятия.
Несостоявшийся автор-исполнитель за десяток лет услышал столько образчиков народно-интеллектуального творчества, сколько оказалось достаточным для формирования нужных нейронных связей – и «эталонных» категорий принадлежности в этой музыкальной области.
И если Сергей говорил: «Это п`рек`расно», - ни у кого даже и тени сомнения не возникало в том, что именно прекрасно это и было!
Вот и получается, что мерило красоты может сформироваться и вырасти внутри каждого.
Человек, пожелавший раздвинуть границы восприятия, в первую очередь стремится вобрать больше информации, переработать, разложить по полочкам. В этом процессе, как раз, и определяется полочка с надписью «красота» - в любой сфере деятельности.
Конечно, вначале на «красоту» указывает учитель, мастер, другой авторитет. Но постепенно взгляд человеческий обретает новую характеристику, или даже способность: «насмотренность».
И вот уже бывший ученик самостоятельно водружает на вожделенную полочку шедевры, которые встречает на пути.
Тот же алгоритм работает и в воспитании вкуса в стилистике. И в умении выбирать вещи для гардероба, и - составлять «вкусные» комплекты. И даже - букеты из полевых цветов!
Не устаю повторять: вкус есть у каждого. Насколько этот вкус высокоэстетичен – вопрос другой. И этому учат!
Однако, должна предупредить: по мере расширения границ восприятия красоты, которую насоздавал Творец на земле, в эту категорию в итоге попадёт каждый человек.
Потому что сама по себе красота - понятие нейтральное и абсолютное. Как и жизнь. И сказать : "Этот человек красив наполовину", как и "наполовину жив", - уже не получится.
Жанна Ярък
персональный стилист,
имидж-психолог