Сегодня побывала на Казанском кладбище в моём прекрасном Пушкине. Кладбище наше семейное, там находятся несколько захоронений моих близких и дальних родственников.
В 2010 году скончалась моя бабушка, и это был такой момент безвременья, когда кладбищенскую мафию шерстили со страшной силой. Тогда кусок земли 5x2 м обошёлся нам в 24 000 руб. Настоящее везение, если уместно говорить так о подобных вещах.
К слову, участки земли на кладбище находятся в муниципальной собственности, и (внимание!) продавать её запрещено. Этот момент регулирует федеральный закон «О погребении и похоронном деле», дающий каждому гражданину РФ после его смерти право на получение бесплатного участка 1,8x2м. БЕСПЛАТНОГО!!! Эта земля не передаётся в собственность, а даётся в безвозмездное пользование на неограниченный срок.
Итак, 9 лет пролетели, пришлось снова обратиться к администрации кладбища с классическим вопросом: «сколько?».
Главный пахан первым делом сказал, что земля не продаётся, а отдаётся в безвозмездное пользование. Чтит закон- красавчик! А потом сказал- 85! Ребята, 85 000 руб.! За участок 3,6x2 м! Я ему, мол, объясните, товарищ, сие противоречие. А он мне давай рассказывать о том, что пустой земли нет. Все участки окультурены. По-русски говоря, по периметру участка сделан бетонный цоколь. И за эту роскошь мы должны заплатить вот эту сумму. Т.е. закон есть, а воспользоваться им я не могу. Приди я завтра к этому дармоеду снова и скажи, что сама люблю лить бетон, предоставьте только мне мой участок по закону. Он мне на чистом глазу скажет «извиняйте, неосвоенной земли нет, мрите бесплатно где-нибудь подальше отсюда». Вся эта изящная схема, разумеется, крышуется местными властями, иначе и быть не может.
Ехала я домой осторожнее обычного, чтобы не дай Бог, авария… И с мыслями о 90-х, которые были и есть, только нынче обёрнуты в блестящий фантик, на котором цитируется «якобы закон». Так много фикции вокруг, что жить не хочется, но помирать вот… не по-карману.