Найти тему

Самый одиозный номинант «Оскара» 2019

Рецензия на фильм-участник основной конкурсной программы, "Фаворитка"

Постер к фильму
Постер к фильму

«Фаворитка» Йоргоса Лантимоса – пожалуй, самый неоднозначный претендент на главную кино-премию, получивший 10 номинаций. Сценарий к фильму написала историк Дебора Дэвис еще 20 лет назад. Затем его переписал Тони МакНамара, выкинув «скучные» историю и политику, сделав из него нечто, не вписывающееся в рамки привычных жанров. Неоспоримое достоинство фильма: великолепная игра трех актрис, так и дошедших в своем безудержном соревновании каждая до своей номинации. Исполнительница роли королевы-Анны, Оливия Колман, уже взяла «Венецианского льва» и «Золотой глобус». Американке Эмме Стоун ради роли фаворитки императрицы пришлось учиться британскому акценту. А роль герцогини Мальборо досталась Рэйчел Вайс только после того, как на ее месте побывали Кейт Уинслет и Кейт Бланшетт.

Уморительный, сумасшедший, дикий, гротескный, пошлый, вызывающий, циничный, безнадежно-пессимистичный фильм многим не понравится своей камерностью, неопределенностью жанра, открытым финалом, хотя все это – лишь особенности нестандартной картины, тогда как «вкусный, но дурно пахнущий изюм» – в другом. Главное качество… или недостаток, а на самом деле и то и другое, делающее фильм таким неоднозначным – отсутствие чувства меры во всем. Здесь у всего две стороны. Одни и те же актеры, сначала играющие великолепно, вдруг начинают откровенно кривляться. Роскошные и изысканные костюмы «украшены» (угажены) одинаковыми бутафорными кружевами, женщины – без косметики и одеты в платья темных цветов, а мужчины напротив – напудрены, одеты в парики и ярко-красные камзолы. Широкоугольная камера, уже захватившая декорации на 90% с полом, потолком и стенами, вдруг начинает ненасытно вращаться, смазывая всю картину. Возвышенная классическая музыка периодически сменяется нудным, монотонным «треньканьем», реализм – выдумками, уморительные шутки – плоскими, чувственность – равнодушием. История о любви и предательстве тонет в назойливых пошлых шутках и неуместно частых сексуальных сценах, а красота вокруг – в самой настоящей блювотине. Вряд ли можно остаться равнодушным, глядя на то, как цветы перемешивают с дерьмом. Но не в этом ли искусство?

© Денис Штаев

© Литературное объединение "ISPRAVLYAY"