9 августа "Росморпорт" объявил открытый конкурс на строительство ледокола мощностью 18 МВт ледового класса Icebreaker7. Судну, которое именуется в материалах закупки как ЛК-18, предстоит обеспечивать круглогодичную работу замерзающих портов на Дальнем Востоке. Максимальная стоимость контракта составляет чуть более 7,5 млрд рублей.
Как следует из документации, судно будет строиться по проекту линейного дизель-электрического ледокола 21900М с незначительными корректировками. В настоящее время в составе флота Северо-Западного филиала «Росморпорта» работают три ледокола проекта 21900М — "Владивосток", "Мурманск" и "Новороссийск". Они были сданы Выборгским судостроительным заводом заказчику в 2015-2016 годах. В постройке ледокола "Мурманск" также участвовала финская верфь Arctech.
Водоизмещение ледокола проекта 21900М составляет 14,3 тыс. тонн, длина — 119,8 м, ширина — 28,0 м, осадка — 8,5 м. Максимальная скорость достигает 17 узлов. Ледовый класс — Icebreaker 6.
Несмотря на то, что судовое оборудование дальневосточного ледокола должно быть аналогичным по типу и марке оборудованию предыдущих ледоколов, у нового судна будет ряд отличий. Судя по техническому заданию, они появились по результатам эксплуатации трёх первых ледоколов.
Прежде всего, изменится ледовый класс судна. ЛК-18 будет строиться на класс Icebreaker 7, подразумевающий более высокую ледопроходимость и пропульсивную мощность судна. Каждая из двух винторулевых колонок (ВРК) ледокола должна развивать мощность не менее 9 МВт.
На предыдущие ледоколы устанавливались ВРК финской компании Steerprop. Поставщик не изменится, но в конструкцию, помимо увеличения мощности, будут внесены изменения. Как следует из документации, на первых ледоколах встречались случаи разрушения приводных муфт электродвигателей поворотного механизма ВРК. На ЛК-18 будут устанавливаться электромагнитные муфты более высокой мощности.
Помимо этого, ледокол получит гребные винты со специализированным «острым» профилем. Он необходим для снижения ледового момента на гребном винте в тяжёлых ледовых условиях.
Будут и другие изменения. Так, должна быть улучшена обзорность из ходовой рубки. Для уменьшения загрязнения открытых палуб сажей, концевые трубы газовыхлопов будут выведены на борта. Для улучшения условий обитаемости будет оптимизировано размещение экипажа и спецперсонала по каютам.
Ранее планировалось, что новый ледокол получит скрубберы, которые очищаюют выхлопные газы и позволяют работать на более тяжёлом топливе. Такие устройства на ледоколе появятся, но позже, за счёт средств заказчика во время эксплуатации.
По примеру других ледоколов будет изменена конструкция кранцевой защиты, используемой для защиты корпуса ледокола от столкновений при буксировке других судов.
Интересная ситуация с возможным заводом-строителем. Помимо Выборгского СЗ, построившего три первых ледокола проекта 21900М, из верфей в европейской части за победу в конкурсе может побороться Балтийский завод. Здесь строились два ледокола проекта 21900 ("Москва" и "Санкт-Петербург"), ставшего основой для проекта 21900М.
Но наибольшие шансы, пожалуй, имеет судостроительный комплекс "Звезда" в Большом Камне. Новая суперверфь активно борется за все ледокольные заказы. Также в пользу "Звезды" может сыграть и будущее место работы ледокола — Дальний Восток.
Кстати, в октябре прошлого года в "Росморпорте" говорили о необходимости постройки двух дизель-электрических ледоколов мощностью 18 МВт. Если планы не изменились, то вскоре будет объявлен ещё один конкурс. Блог ТГД будет следить за развитием событий.