Когда проходит положенный час игры на iPad, и Ирина Максимова, мама двух сыновей 5 и 8 лет, забирает у детей электронные устройства, заканчивается это всегда плохо. Мальчишки возмущаются, как несправедлива жизнь, или пытаются оттянуть момент: «Сейчас, мам, еще пять минут!» Эта ситуация проигрывается в каждом доме, где есть гаджеты, электричество и дети. Стоит забрать устройство – начинаются ссоры, драки и капризы.
Выбросить из дома все электронные устройства – это самое простое и самое трудное решение проблемы. Ведь это решение потребует от нас полной перестройки жизни. Тут нужно задать себе несколько вопросов. Готовы ли мы сами отказаться от смартфонов и планшетов? Чем заполнять вакуум, который образуется при отсутствии в доме голубых экранов? Как быть с тем, что за пределами дома ребенок будет сталкиваться с гаджетами? Значит, они будут вызывать у него жгучий интерес. Если дошкольников еще можно как-то контролировать, то школьники, начиная с младшей школы, выходят из-под контроля. Честное слово, легче отключить электростанции...
«Дети действительно становятся другими людьми, когда у них забираешь планшет»
Объясняет Реббека Риалон Берри, доктор философии, клинический доцент кафедры детской и подростковой психиатрии в Нью-Йоркском центре Langone Health:
Интенсивные звуки, яркие цвета, быстрое движение на экране – все это делает виртуальный мир гораздо более захватывающим, чем реальность, и поэтому от него так трудно отделаться. А для маленьких детей интерактивный экран, который подчиняется нажатию пальцев, превращает его в поистине волшебный артефакт: золотое яблочко на серебряном блюдце. Отказаться от этого удовольствия – выше детских сил.
Большинство приложений и видеоигр, в соответствии с последними разработками поведенческой психологии, предлагают награды в виде бонусов и «почетных» стикеров; все это подогревает интерес к происходящему. Поставщики игр и мобильных приложений хорошо знают, чем «примагнитить» ребенка к экрану.
Что происходит с мозгом ребенка, который играет в планшет?
Рассказывает доктор медицинских наук, директор Центра детского здоровья в научно-исследовательском институте Сиэтла Дмитрий Кристакис.
«Приятные действия высвобождают дофамин – нейромедиатор «поощрения», который посылает сигнал в префронтальную кору головного мозга, которая вовлечена в планирование сложного когнитивного поведения, личностных проявлений, занята принятием решений и регулирует социальное поведение. Мозг реагирует так: «Продолжай дальше, и ты получишь еще больше удовольствия». (Высвобождение дофамина происходит не только перед экраном планшета. Дети получают его, когда их хвалят родители, и во время перекуса, если проголодаются.) Затем, когда родитель останавливает игру или видео на YouTube, уровень дофамина у ребенка резко падает, и организм переносит это болезненно. Дети используют ощущение, сходное с резким падением с высоты.
Маленькие дети еще не умеют контролировать свои эмоции, поэтому не могут сдерживаться, когда переносят этот резкий переход. В исследовании, проведенном в Вашингтонском университете, 93 % родителей, у которых дети от года до пяти, заявили, что ребенок закатывает истерику, вопит или сопротивляется, когда у него отнимают планшет; 37 % признались, что почти всегда окончание игры в планшет оканчивается дракой.
Американская академия педиатрии рекомендует ограждать детей от 1,5 года до 3 лет от воздействия гаджетов. Детям от трех до пяти лет можно проводить за экраном не боле часа в день. Исследование связывает чрезмерное использование электронных устройств с высоким риском ожирения для дошкольников, ухудшением сна, а также когнитивными, языковыми и эмоциональными задержками в развитии.
Как родителям забирать планшет, не вызывая истерики?
1. Прежде всего сделать экранное время запланированной часть режима дня.
Один мультфильм в день, пока мама или папа готовят ужин. Во время исследования группе родителей предложили перейти на предсказуемый, запланированный режим дня и в течение двух недель вести дневник – записывать, как дети реагируют на окончание игры с цифровыми гаджетами. Выяснилось, что дети гораздо меньше расстраиваются, когда время было заранее оговорено и спланировано.
2. Прежде чем начать игру, напомните им, что, отключая iPad, они должны сохранять хладнокровие. По возможности запланируйте по окончании игры какое-то мероприятие – выходите на прогулку в парк, предложите ребенку почитать книжку. Если сразу после этого отправить ребенка в ванну или в кровать – переход будет еще более болезненным. Американская академия педиатрии не рекомендует использовать гаджеты во время еды, а также предлагает отключать их по крайней мере за час до сна.
3. Не стоит предупреждать детей, что время игры почти закончилось. Исследование Вашингтонского университета показало, что дошкольники сильнее огорчаются, когда родители несколько раз подходят к ним и предупреждают: «Осталось десять минут! Осталось пять минут!» Такие действия – это часть родительской манипуляции. Родители тем самым напоминают ребенку, что он не имеет права голоса. Вместо этого установите таймер и предупредите ребенка, что когда он сработает – игра окончится.
4. Не пытайтесь отнимать планшет у детей, когда они захвачены игрой или на середине видео.
5. Отключите на YouTube функцию автозапуска, чтобы следующее видео не запускалось автоматически.
6. Пусть сеанс игры не будет слишком коротким, иначе это тоже приведет к негативному эффекту. Детям требуется какое-то время, чтобы сосредоточиться на том, что они делают. Если через пять минут у них отнимать гаджет, сосредоточиться они не успеют, и будут разочарованы. Американские психологи рекомендуют давать детям от 30 до 45 минут на игру.
6. Будьте непреклонны и держитесь своего, даже если ребенок горько плачет. Непоследовательность в действиях приведет к худшему результату. Ребенок будет знать, что иногда маму можно уговорить. Значит, в следующий раз «концерт» выйдет еще более бурным.
8. Если несмотря на все меры ребенок все равно плачет, сохраняйте спокойствие. Возможно, придется принять решительные меры, если истерики продолжаются. На несколько дней запретите ребенку брать в руки планшет. А возвращая возможность играть, предупредите, что отдаете его с условием, что ребенок будет держать себя в руках.
Во всем этом есть положительный момент
Мы живем в небывалых условиях. Современное человечество называют поколением Третьей Волны. Первая волна — это общество после аграрной революции, сменившее охотников и собирателей. Вторая волна — это общество эпохи промышленной революции от начала XVII до середины ХХ века, с резко возросшим городским населением и распадом традиционных семейных связей. Каждый раз во время таких переходов полностью менялись все скрепы и общественные представления, а самое главное – менялась энергия. Первая волна черпала энергию из мускульной силы животных и людей. Вторая волна стала опираться на уголь, нефть и газ. Энергия третьей волны – это информация. Человеческое воображение, интуиция, интеллект в ближайшие десятилетия будут играть определяющую роль, но именно компьютеры помогают углубить наши представления о причинно-следственных связях в этом мире. Они уже сейчас меняют способ, с помощью которого мы анализируем и обрабатываем информацию. Наши дети будут использовать ее совсем не так, как мы. Возможно, лучше им не мешать.