Интернет гудит, как растревоженный улей. Выложили результаты очередного опроса женщин, по их пониманию приоритетов их жизни. Правда, вроде как москвичек пока касается. Но Москва – город серьезный и дает моду для остальных городов и весей.
Итак, почему гудят? Потому что вдруг оказалось, что для счастья ребенок нужен только 9% опрошенных. Любовь и семья нужны чуть большему количеству. Порядка 18%. Причем, кстати, не уточняется, должна ли при этом семья быть разнополой.
Но причем тут профессионалы, причем тут работа, скажете вы?
А вот в чем фишка.
Давным-давно некий дядюшка Форд придумал замечательную штуку. Называется конвейер. Когда ты разделяешь работу на однотипные этапы, то общая производительность труда сильно повышается. А жил дядюшка Форд в капиталистической стране. И знал, что главное – это прибыль.
А чем быстрее, больше и с минимальными издержками ты можешь сделать продукции – тем больше получишь дохода.
И стал принцип конвейера гулять по миру. Облегчать и удешевлять процесс изготовления. Повышать КПД производительности труда. Он и до интеллектуальных сфер добрался. Ведь знаний стало очень много. И человеку жизни не хватит, чтобы выучить все разделы физики и химии, например. Значит надо учить кусками.
И постепенно, шаг за шагом, стали отказываться от профессионалов в пользу специалистов. Ведь в чем различие? Специалист знает свою область деятельности. Он знает терминологию и основные процессы.
Профессионал – тот знает несколько смежных областей. И за счет изучения нескольких, не только в состоянии работать в штатной ситуации, но и во внештатной тоже. Он знает слабые места системы. Некоторые методы обходя принятых правил и запретов. И использует их. Как для себя, любимого, так и для пользы дела, кстати.
Но растить профессионала не только долго – это было бы полбеды. Профессионал мешает системе конвейерной. Сбивает с ритма. Поэтому в конвейерной системе профессионал не нужен. Нужен именно специалист. Который действует ровно в рамках заданной программы. Не мешает четко выстроенному производственному процессу. Пусть даже в благих целях.
Выстраивая эту систему вдруг обнаружилось очень «неприятное» человеческое качество. Оказывается, человеки не слишком любят делать бессмысленный и монотонный труд. Особенно, когда не видят конечного результата.
Это касается всех областей. Хоть стоите вы на конвейере и изготавливаете стаканчики для мороженного, хоть разрабатываете систему зажигания для непонятной вам машины, хоть находите метод какого-нибудь холодного синтеза вещества, без понимания, куда это вещество потом пойдет и для чего нужно.
Мотивация чисто денежная не работает. Люди делают дело. Но делают вяло, из под палки. С низкой отдачей. Плохо людям чувствовать себя винтиками конвейера.
Стали думать и гадать. И придумали таки. Ведь самое главное – чтобы человек получал удовлетворение от своей работы. А как он может получить удовлетворение? Человек должен получить ощущение своей важности, своей нужности в чужих глазах.
И стали менять систему управления. Целенаправленно, с различными тренингами и внеденежными мотивациями внедряли в человеков ощущение свой собственной важности от той работы, которую ты выполняешь.
Ну и что, спросите вы. Причем тут женщины, причем тут развал современной семьи и отсутствие у женщин желания рожать.
А вот как раз при этом. Так уж случилось, что чувство важности и нужности нужно и мужчинам и женщинам. Оно приносит удовлетворение всем. Но у мужчин есть некий психологический, а может даже и биологический, не знаю точно, механизм разделения. Я работаю на работе и получаю удовольствие от работы и деньги (или хотя бы деньги, если работа неприятная) и я прихожу домой и дома меня ждет жена и дети, я там важен и нужен. За это ощущение важности и нужности я делюсь с семьей деньгами.
А у женщины такого разделения нет. Семья и дети неразделимы. А получение важности и нужности своей она берет как от мужчины, так и от детей.
Теперь - татам!!!! Женщины поголовно вышли на работу. Женщины вписались в современную конвейерную систему труда с внеденежной компенсацией. Женщины получают удовольствие от своей важности и нужности и получают за это еще и деньги.
Зачем им семья? Они прекрасно все могут получить на работе.
Отсюда и так называемая бытовая проституция. Женщины никак не могут понять, почему удовлетворение от своей важности и нужности они получают, а денег нет. Безобразие это. На работе то и то и другое.
Кстати, такой феномен можно было бы просчитать. Исторически он известен. Бытовой проституцией занимались всегда именно работающие женщины. Прачки, горничные, поварихи. Они работали и получали удовлетворение от работы. И деньги. И не видели греха, чтобы подработать еще и по другому. Это не профессионалки. Это именно подработка.
Мужчина удовольствием от работы тоже доволен. Потому что опять же, привык. Давно известно: «Женись. Если повезет с женой – будешь счастлив. Нет – станешь философом (будешь получать удовлетворение на работе, в смысле)»
Друг другу только мужчина с женщиной стали не нужны. Никакие инстинкты тут не причем. Просто они уже получают ощущение важности и нужности. Зачем им еще? Да при этом не гарантированное. И зависящее от капризов другого человека?
Зачем вкладываться в отношения? Силами, средствами, душой? Когда можно пойти на работу и получить там все, что тебе нужно?
Замещение? Сублимация? Да. Но так ведь проще. Да и работодатели изо всех сил поддерживают систему. Чтобы у людей была внематериальная мотивация работать.
И все бы ничего. Только кердык приходит системе. Замотивировали всех, зазомбировали до такой степени, что дальше не работает.
В некоторых крупных компаниях, таких как Кока-Кола и Макдак уже отказались от маркетинга. Маркетинг – это та же внеденежная мотивация. Только не внутри, а снаружи. Для мотивации покупать товар. Маркетинг уже больше не работает. Перемотивированные люди уже вообще ничего не хотят.
И с работой будет тоже самое. Постепенно все вернется на круги своя. Работа для большинства опять станет местом, где просто зарабатываются деньги. А удовлетворение от работы – это уже побочное явление. А не основное.
Работа - это просто НАДО. Чтобы жить. А не я хочу и получаю удовольствие. Или не получаю и мне нужна другая работа. И вообще, все в жизни - для моего детского инфантильного удовольствия.