Переправа через реку способствовала развитию и росту города.
Мало кто знает, но нынешний мост через Уду уже пятый по счету. Предыдущие то сносило, то взрывали. Краеведы же уверены, именно удинская переправа послужила развитию нашего города. Её история - далее.
История удинской переправы началась 197 лет назад. В 1822 году через реку решили построить первый мост и сделали его плавучим. Деньги на это выделил известный и зажиточный в то время купец Курбатов.
Курбатов Митрофан Кузьмич – кяхтинский купец первой гильдии, городской голова Верхнеудинска.
Выделил на нехитрое сооружение около полутора тысяч рублей. Каждую зиму плавучий мост убирали, а весной собирали снова.
Виктор Харитонов, краевед: Его периодически сносило. И концу 19 века проблема переправы через Уду, будете смеяться, была из самых острейших проблем города.
Решить эту проблему смог польско-немецкий инженер Юлиан Петр Эбергард. Он с бригадой рабочих в Верхнеудинске строил железную дорогу, и однажды пришлось обращаться за помощью к местным купцам.
- Рабочим не успели заплатить деньги за несколько дней. И тогда начальство обратилось к местным купцам, чтобы они выплатили деньги. В благодарность проектировщики, в первую очередь Эбергард, создали проект уникального деревянного моста.
Его открыли в 1906 году на пожертвования купца Петра Аввакумовича Фролова. Возведение деревянной легенды тогда обошлось в 30 тысяч рублей. Для верхнеудинцев мост стал настоящим достоянием. Его очень трепетно оберегали. Например, во время военных учений даже не хотели пускать на него солдат.
- Горожане очень боялись, что бегущие по мосту солдаты могут разрушить мост. И предлагали написать, что мост взорван. И не пускать туда солдат. Но на самом деле солдаты пробежали. Мост был построен, так что никакие солдаты, ни танки не смогли его разрушить.
Этот удивительно крепкий мост, вероятно, стоял бы и по сей день, если бы не наводнение 38 года. Тогда затопило лесозавод.
- Из-за сплава лес, который пошел по Уде, забил этот великолепный мост. И вода поднялась и пошла поверху. Затопило весь город. А мост стоял, с ним ничего невозможно было сделать. Его взорвали. И мост героически погиб, спасая город.
После строили еще мосты, но такого прочного соорудить не смогли. В 41 был балочно-эстакадный мост, но его снесло первым же ледоходом. В 44 построили деревянный, но и он оказался недолговечен.
Проблема с переправой решилась в 1957 году. К 40-летию Октябрьской революции построили железобетонную конструкцию. А 27 июня 1998 года открыли сквозное движение по второй половине моста.
С того времени и по сей день он служит горожанам. Но вот насколько прочен современный Удинский мост, вывод, возможно, сделают уже наши потомки.
Источник: arigus.tv