Подделки предметов искусства всегда обеспечивали аферистам хорошие доходы. Люди, покупающие антиквариат, как правило, далеко не бедны. Поэтому жертвы таких афер далеко не всегда вызывают сочувствие населения. А аферисты, которые стряхнули с сильных мира сего хорошие деньги, вызывают у населения восторг и уважение. До революции, именно славный город Одесса славился на всю Российскую Империю мастерами подделки предметов искусств.
Мошенники – археологи
В XIX веке в Одессе был бум по поиску предметов древности. Поскольку на побережье Одессы, ещё до возникновения Римской Империи было много древнегреческих поселений. Крестьяне, авантюристы, аферисты того времени, массово бросились раскапывать курганы. В Одессе создавались преступные сообщества по поиску и реализации античных предметов. У коллекционеров пользовались огромным спросом монеты того периода. Так же предметом торговли становились древняя утварь, посуда и другие, найденные вещи древних греков. Нелегальных археологов в наше время называют «чёрными археологами».
В Одессе появилась новая воровская специализация – «кроты». Они специализировались на поиске и вскрытии античных могил и захоронений. Найденные предметы, особенно ювелирные украшения и монеты тщательно копировались. После этого, копии продавались на Одесских рынках, выдаваясь за оригиналы.
Один такой деятель, как Лазарь Крамер поставил на поток изготовление древнегреческих и древнеримских золотых монет. Игра стоила свеч. Поскольку золотой царский червонец стоил 10 рублей, а такая же золотая монета римской или греческой чеканки – от 100 до 200 рублей. Монеты из малой Азии, золотые дублоны, монеты из Фив, Спарты, Рима, Афин – всю эту продукцию выпускали несколько ювелирных фирм города Одессы. Через своих посредников эти фирмы, были связаны с крупными аферистами и перекупщиками многих стран Европы. Ничего не подозревающие коллекционеры в Берлине, Париже, Вене, Варшаве, Праге, Мадриде с огромным удовольствием покупали эти «древности» одесского производства.
Поддельная живопись
Одесса особенно славилась своими специалистами по подделке полотен известных живописцев. Картину Рубенса одесского производства предлагали по цене от полутора до двух тысяч золотых рублей. Картины Гои, нарисованные на Молдаванке, стоили тысячу золотых рублей. Дороже всего стоили картины средневековых мастеров. За их подделки Альберта Дюрера одесские мастера просили до пяти тысяч золотых рублей. А «подлинные иконы» Андрея Рублёва уходили по десять тысяч золотых рублей. Коллекционеры из Европейских стран охотно покупали такие картины. Особо хотелось бы упомянуть подделки картин известных мастеров. Одесситы наловчились подделывать даже подписи на картинах так, что сами авторы не могли понять, как их настоящая подпись могла появиться на картинах, выполненных абсолютно в их манере, но которые они не писали. Такой случай произошёл со знаменитым Айвазовским, когда тот уже числился в Императорском Флоте Флагманским художником в чине контр-адмирала. Жандармы предъявили их превосходительству картину – подделку под Айвазовского. Айвазовский был вынужден сказать, что подпись его, а картина – нет. И он не мог понять, как его подпись появилась на замечательной картине, которую мастер не писал?
Фирма академик Якова Фельдмана была ювелирно – художественная. Этот талантливый аферист подделки картин поставил на поток. На фирме одесского академика на штате стояло много талантливых мошенников. У каждого работника была своя специализация. Одни занимались эскизами, другие копировали подлинный сюжет, третьи, самые опытные, подделывал авторские подписи и состаривали холсты. Одесская полиция раскрыла шесть подпольных художественных мастерских, которые были связаны с крупнейшими европейскими скупщиками подделок.
Одесса – Лувр 1:0 в нашу пользу!
Прежде, чем обсудить следующую аферу мошенников, хотелось бы поинтересоваться, Вы знаете, откуда в русском языке появилось слово - мошенник? Во время войны с Наполеоном, французские фуражиры расплачивались с русскими крестьянами фальшивыми ассигнациями. Французы в разговоре часто употребляли обращение mon cher. Так французы обращаются к незнакомому человеку, когда хотят обратить на себя внимание. Поэтому, русские крестьяне стали называть обманщиков новым словом, производным от французского mon cher – мошенник или шельма. От этого слова, на территориях временно занятых французской армией, произошли некоторые фамилии, например – Машеров. То, есть, слово мошенник, обогатившее русский язык имеет французские корни. Поэтому обман французов, на их территории, мошенниками из Одессы – особенно примечательно.
В 1877 году в Лувре появились двое респектабельных иностранца. Братья Гофманы представились директору всемирно известного музея негоциантами из Южной России, торгующие колониальным товаром и античными раритетами. Натан и Соломон Гофманы представили лицензию на проведение археологических раскопок под Одессой. И рассказали, что при поисках могилы древнеримского поэта Овидия, рабочие наткнулись на Скифское захоронение. Там, якобы было огромное количество золотых предметов в отличном состоянии. Гофманы представили директору Лувра золотую тиару - шлем – корону скифского царя. На тиаре были великолепные гравюры со сценами из произведений Гомера и надписи на древнегреческом языке. Три французских профессора, специалиста по той эпохи, после тщательной проверки и изучения, независимо друг от друга, подтвердили подлинность тиары. После этого Лувр заплатил за золотую тиару скифского царя один миллион франков Натану и Соломону Гофманам. Два года Лувр гордился этим музейным экспонатом, названный экспертами шедевром древнегреческого искусства. Пока директору Лувра не пришло анонимное письмо, в котором говорилось, что эту тиару изготовил одесский ювелир Разумовский. Дирекция Лувра пригласила, за свой счёт, ювелира Разумовского в Париж. Там ему предъявили золотую тиару. И Разумовский подтвердил, что это его работа. И в доказательство представил на скрытом элементе тиары гравировку, которую можно было рассмотреть только при сильном увеличении. Текст, который был на гравировке, подтверждал авторство ювелира Разумовского. Одесскому ювелиру дирекция Лувра предложила изготовить такую же тиару. Ровно через месяц копия тиары скифского царя била изготовлена. Причём она абсолютно ничем не отличалась от первого экземпляра. В Париже начался скандал. Директор Лувра подал в отставку. Один профессор, дававший экспертное заключение по подлинности тиары – покончил собой, второй – попал в психиатрическую клинику.
Зато вся Одесса чествовала ювелира Разумовского, как народного героя, мастерство которого разрушило научную карьеру метров французской академии наук и ещё раз прославило город Одессу.
Подделка предметов искусства – во все времена было очень доходным направлением мошенничества. Многие состоятельные люди предпочитают держать сбережения не в деньгах, а в предметах искусства признанных мастеров, коллекциях монет, марок и других предметах для коллекционирования. Почему? Деньги, как правило, подвержены действию инфляции и имеют нехорошую особенность уменьшать свою покупательскую способность. А коллекционные предметы не один век имеют тенденцию к возрастанию ценности с течением времени. Даже почтовые марки удваивают цену каждые десять лет.
Именно поэтому мошенники, специализирующиеся на подделке раритетных вещей – наиболее состоятельные и менее уязвимы. У них есть свои «эксперты», которые могут убедить жертву в подлинности подделки, и эффективные приёмы привлечь жертвы в аферу.
Поэтому, покупая старинные вещи – будьте крайне внимательны! Помните! В 1877 году одесским аферистам удалось обмануть даже лучших экспертов Лувра!
Будьте здоровы!