Вокруг истории Саратова ходит так много заблуждений. Причём некоторые упорно кочуют из книги в книгу, из экскурсий в экскурсию. Я молчу про "жёлтую гору" или как на Соколовой горе разводили соколов. Давайте коснёмся частностей.
Ну вот вам пример сразу нескольких заблуждений в одном месте. В Саратовском областном музее краеведения висит фотография советского времени с такой вот подписью.
То есть перед нами уже узловая трамвайная будка рядом с трамвайной линией без крестов.
Для начала возьмём книгу Валеева об истории саратовских церквей, чтобы прочитать, что в ней написано о данном объекте.
Сразу же бросается в глаза "полностью разобрана". То есть переделанной в узловую будку никак быть не могла. Теперь посмотрим что на этом месте находится сейчас. И обнаружим, что это кафе с куполом, похожим на тот, что был на старой фотографии!
Возможно из-за этого купола и родился этот миф. Но каждый, кто бывал в этих местах лет 20 тому назад, хорошо помнит, что это здание является надстроенным и расширенным из общественного туалета.
Это кстати ещё один миф. Когда говорят, что на пересечении Астраханской и Московской был трамвайный вокзал Дачной линии, то большинство указывают именно на это здание, а вот здание в котором располагался вокзал, почему-то называют туалетом.
Однако трамвайный вокзал, а потом и центральная трамвайная диспетчерская были именно в нём.
Вот история постройки этого здания: История трамвайного вокзала (1926)
В итоге купол-новодел и ложное отнесение здания туалета к трамвайной инфраструктуре дали повод сделать подобную подпись к фотографии в музее. Вот такие хитросплетения!
А где же тогда была снята фотография узловой будки? Для этого стоит внимательнее присмотреться к старым фотографиям Саратова. И похожее на эту самую "будку" здание окажется на одной из самых известных фотографий Митрофаньевской площади!
А переместившись в 1930-е годы на этом самом месте мы обнаружим ту самую трамвайную будку! Именно около неё была конечная маршрутов №№2 и 9 (нынешние 9 и 10) и тупичок для трамвайных вагонов за Крытым рынком.
Это ничто иное, как часовня Митрофаньевской церкви, возведённая в 1910 году. Сама же Митрофаньевская церковь (справа) была построена в 1841 году.
Так и нарекли музейные работники часовню недостроенной церковью Рождества Богородицы. И как вообще можно было не заметить узнаваемое здание Крытого рынка на заднем плане?
Вот статья о передаче часовни для размещения павильона Клинической линии.
А вот тут - новые загадки. В обсуждении на сайте "Фотографии старого Саратова" нашлась только информация о Богородице-Владимирской церкви, которая строилась на пересечении Астраханской и Большой Казачьей. По проекту архитектора Александра Николаевича Клементьева тут должен был вырасти каменный, трехпрестольный храм вместимостью 1500 человек, с хорами на 1750 человек. Предполагались центральный купол и четыре по углам. Особенность храма составляло отсутствие пилонов при его 8-ми саженной ширине (likober). Нашлась даже фотография с недостроенным храмом, сделанная в 1927 году.
А позже недостроенный храм обнаружили и на размещённой выше панораме Митрофаньевской площади! И история вроде как раз вокруг завершения строительства ходила с повешением: Новое здание должно было сменить ставшую ветхой Богородице-Владимирскую церковь. Уже были водружены кресты и проводилась внутренняя отделка, когда произошло событие, в результате которого храм решили не освящать. Но тут опять много нестыковок - церковь не разобрали получается до 1930-х гг.
Кстати в 1925 году выходила статья, где говорили о том, что нужно бы использовать это крепкое недостроенное здание.
В статье "58 чопиков" Александр Сорокин пишет: Когда-то тут стояла деревянная церковь, потом в 1909 году здесь начали строить каменный храм — огромный, вместимостью до 1500 человек. Работа уже подходила к концу, когда возле алтаря храма повесился рабочий. После этого события строительство прекратили, а здание разобрали. В 1923 году Карл Мюфке, архитектор, строитель Саратовского Императорского университета, представил проект перестройки здания церкви под библиотеку СГУ.
Проект перестройки был опубликован в газете от 17 августа 1927 года.
Это подтверждается и этой статьёй 1928 года, здесь она называется "недостроенной Маминской церковью", что косвенно намекает на то, что строилась она на замену существовавшей:
В 1931 году церковь окончательно снесли.
Но проект был отклонен, и в 1925 году оба храма, деревянный и остатки каменного, разобрали.
В 1933 году на фундаменте храма начали строить дом для военнослужащих. Поскольку уничтожить фундамент церкви так до конца и не удалось, дом возводили без подвала. В 1953 году пристроили третий этаж, а спустя 20 лет — четвертый.
Собственно об этом доме я писал отдельный пост, который уже не соответствует реальности. Скоро ждите подробностей по домам трампарка и угловому дому на Большой Казачьей / Астраханской.