Мы коротали вечерок с Генриком за кофе, и он, расслабившись в конце рабочей недели, отложив до понедельника маску невозмутимого психотерапевта, говорит:
– Помнишь, я рассказывал тебе в интервью, что с любой проблемой можно справиться? Так вот, не с любой. Маскированная депрессия будет набирать обороты. Нам всем твердят: не жалей себя, соберись. Человек в себе все давит – «я ж не слабак». Бросает пить, курить, идет в спортзал. А в итоге приходит такой волевой ЗОЖ с хроническим запором, врачи обследуют его месяц, ничего не находят. Дают совет: сходи к психотерапевту. А у чувака не психика – а улей с пчелами. Только помочь ему трудно. Он и не собирается рассказывать, что его тревожит.
– А как же психоанализ?
– Для этого нужно уметь быть «слабым». А мы не умеем.
Меж тем к 2030-му году по прогнозам ВОЗ депрессия станет третьей причиной нетрудоспособности, сразу после ИБС и онкологии. Вроде, Фрейд и Юнг разложили человеческую душу по полочкам. Но оказывается, что комплексы и психозы – не всегда суть проблемы. Отсутствие смысла жизни – не лечится психоанализом.
Попытка проникнуть в сферу «души» при помощи точного инструментария не проходит проверку временем. Селевой поток XXI века смыл достижения Фрейда вместе со всей системой буржуазной «новой морали», оставив в целости лишь античные здания Этики.
Если верить Генрику, психоанализ Фрейда приравнивал личность к механизму. Научный подход: у любого психоза есть ядро – событие из детства, факт, мысль. Его нужно вскрыть, разрушить – и дело в шляпе. Но этот метод все чаще становится неактуальным.
Кто-то шутил, что, если бы Фрейд родился не в сытой Европе, а в африканской деревне, движущей силой личности он назвал бы не либидо, а голод. Поэтому причина потери актуальности идей Фрейда – не возросшие скорости века. Просто «интим» в XXI веке стал доступен так же, как еда в XX.
Ничего нового собою такая ситуация не явила бы, если в то же время «варвары» раскрепощения вместе с основами нравственности не порушили бы и незыблемые теории «души», которые раньше считали основой знаний о человеке.
Отчасти проблемой стала популяризация теорий Фрейда и их неправильное, вульгарное истолкование. Фрейд говорил о том, что Я человека вытесняет его страхи и желания в постыдное ОНО. Но он не говорил, что ОНО нужно всем дружно выпустить на волю. А сегодня ОНО не живёт в «подвале», а соседствует и с Я, и со СВЕРХ-Я в коммунальной квартире современного сознания.
Сосуществуют они мирно, и например, фрейдовские «проблемы» с матерью для думающего человека – уже не табу, а сюжет для фильма, который, скорее всего, получит Золотую пальмовую ветвь. Сознание современного человека похоже на дерево, вырванное бурей кино-медиа-ветра и лежащее на земле: его корни, ствол, листья – все открыто, все лежит на уровне глаз, все можно потрогать, рассмотреть. И ничего не табу.
Современному человеку невдомек, что выводы о «жизнеспособности» такого положения делать рано, ведь «буря» раскрепощения случилась совсем недавно. Сейчас корни в красной грязи, лежащие на травке в обнимку с матушкой землей, ствол и зеленые листочки – прекрасно существуют, изобразив «революционно» новую комбинацию в пространстве. И, безусловно, эксперименты с «постелью» отвлекают. Но, возможно, не потому, что решают проблему коренным образом, а потому, что отвлекают от проблем – любые волнительные эксперименты.
Прыжок с парашютом – тоже отвлекает. И многим пациентам Юнга и Фрейда, вероятно, становилось лучше потому, что им довелось пообщаться не с психотерапевтом вообще, а именно с Юнгом и Фрейдом, с крайне интересными людьми.
Не подумайте, что я против равноправия «корней» и «листьев». Но долго ли продержатся зеленые листья на этом дереве? Так ли устарели функции «корней», скрытых от глаз глубоко под землей? 2030-й год покажет. А пока – можно спокойно изучать корни, с которых капает на травку красная глина наших страхов.
Текст: Дмитрий Зуев