Афазия. Это то состояние, которое случается с пожилыми людьми после инсульта.
Когда кровоизлияние в мозг или ишемия мозга приводит к отмиранию определенных его зон. Речь при афазии страдает разнообразным образом, в зависимости от места, в которое произошло кровоизлияние, и его интенсивности.
Кто-то понимает речь, но не может говорить сам, кто-то говорит, но не понимает, кто-то становится не в состоянии воспринимать письменную речь, а кто-то, напротив, именно посредством чтения и письма и сохраняет способность общаться с людьми .
Обычные логопеды занимаются со взрослыми с афазией редко, это делают специалисты, получившие дополнительную квалификацию афазиолога.
Но иногда встречается и такое состояние, как детская афазия, и ребенком с этим диагнозом уже чаще всего занимается логопед .
Наконец я добралась до любимого греческого языка, в переводе с которого афазия означает а- отрицание и фазис- проявление, высказывание.
Афазия - распад уже сформировавшейся речи, в отличии от алалии - речи изначально несформированной.
Почему это состояние возникает у детей. Виновники - черепно-мозговые травмы, менингиты и энцефалиты, опухоли головного мозга, эпилепсия.
Отдельно стоит выделить некоторые генетические нарушения, при которых сформировавшаяся было речь распадается вроде без видимых причин, а также латентные (скрытые) энцефалиты, которые могут тоже привести к афазии .
Детская афазия как диагноз может быть поставлена лишь в возрасте от 3 лет, при условии, если ребенок ранее уже говорил, иначе - это алалия.
Детская афазия считается прогностически достаточно благоприятным состоянием, при условии устранения причин, приведших к этому заболеванию.
Детский мозг очень пластичен и довольно быстро восстанавливает утраченные функции, чем младше ребенок - тем эффективнее. Разумеется, при восстановительном лечении и активной коррекционной работе .
К счастью, детская афазия - далеко не частое явление, поэтому не хочу писать подробнее о ее формах и степенях, тем более что большое разнообразие причин приводит и к разнообразию клинической картины.
Логопеду при работе с ребенком важно хорошо представлять себе организацию головного мозга, и отчётливо понимать, откуда "ноги растут" у каждого конкретного симптома, тогда восстановительная работа при детской афазии будет успешной.