Найти тему
Валерий Грачиков

Мальчишка с двумя звёздами Героя

Этот молодой человек с фотографии, чуть ли не мальчишка, - на самом деле летчик-ас, провоевавший всю войну от начала до конца и заслуженно получивший две звезды Героя Советского Союза.

Позвольте представить – Алексей Алелюхин. В списке лучших летчиков СССР в Великой Отечественной войне он – 13-й по сбитым немецким самолетам. Официально сбил 40 немецких самолетов лично и еще 17 в группе. Прошел путь от рядового летчика до заместителя командира полка. Начинал воевать на И-16, на котором защищал небо Одессы, закончил – на раскрашенном в красный цвет Ла-7 (за что немцы прозвали его «русским красным бароном», а сам летчик сначала собирался расстрелять техника, догадавшегося покрасить самолет в демаскирующий цвет без спроса).

Алелюхин был призван в армию в 1938 году (год рождения – 1920-й). Его направила в Борисоглбскую авиашколу. После ее окончания – Одесский военный округ, где он и встретил войну.

Он не был честолюбивым. Тот же Покрышкин всегда летал в ударной группе. Алелюхин нередко, особенно в конце войны, действовал в группе прикрытия, а атакуя парой, обычно выводил на ударную позицию своего ведомого, позволяя ему сбить немецкий самолет и получить за это славу, премию и награды.

Впрочем, у самого Алелюхина с заслуженными наградами тоже все было в порядке: 3 ордена Красного Знамени, причем первый он получил в декабре 1941 года, когда наградами не разбрасывались, два ордена Ленина, две звезды Героя, два ордена Красной Звезды, ордена Суворова и Александра Невского.

-2

Интересно, что в то время, когда Алелюхин был комэском, на всех самолетах его эскадрильи была нарисована эмблема с леопардом, придуманная летчиком Евгением Дранищевым. У самолета Алелюхина дополнительно снизу фюзеляжа к красному коку была нарисована красная полоса, образующая вместе с коком стрелу.

Алексей был неоднократно ранен, а один раз, 5 мая 1944 года, очередью с Fw.190 на его машине повредило рули высоты. «Аэрокобра», на которой тогда дрался Алелюхин, попала в плоский штопор. Пришлось прыгать с парашютом. Летчик приземлился на нейтральной территории, на дерево и повис на нем. Его заметили немцы и наши солдаты, началась перестрелка. Хорошо, что удалось быстро спуститься и укрыться среди камней, а потом его под немецким обстрелом вывезли к своим.

За годы войны он летал на И-16, ЛаГГ-3, Як-1, Р-39 «Аэрокобре» и Ла-7. То есть, довелось повоевать почти на всех основных типах истребителей. Много летала на штурмовки, прикрывал бомбардировщики. В общем, занимался тяжелой, обычной работой летчика-истребителя. В общей сложности совершил более 600 вылетов.

В самом конце войны он летал на именной машине с надписью:

«Алексею Алелюхину от коллектива треста № 41 НКАП».

На этом самолете он, большой любитель разрисовать свой «аппарат», изобразил на капоте пронзенное стрелой алое сердце.

-3

После войны продолжил службу. Во время Корейской войны с ноября по декабрь 1950 года, будучи заместителем командира 151-й истребительной авиадивизии принимал участие в боях с американскими летчиками. В Корее ни одного самолета не сбил. Впрочем, у него и так славы было достаточно.

В дальнейшем командовал авиадивизией, был начальником разведки ВВС в Московском военном округе, дослужился до генерал-майора. Хороший был летчик.

А на военных фотографиях – почти что мальчишка. Они собственно и были, почти мальчишками, лучшие советские летчики Великой Отечественной.