Государственные программы поддержки легкой промышленности и текстиля заработали. Одно из направлений поддержки – субсидирование, не только модернизация производства, но и оборудования. Фонды пока небольшие, но утверждены комплекты документов, необходимые для получения финансовой помощи. Из этих документов извлекается интересная статистика, например, динамика изменения технического парка по отрасли.
Старого всё меньше, новинки наступают
В пакет документов для получения субсидий входит отчет о состоянии фонда, задействованного в основном производственном процессе. Данные не всей России, да и подающие заявки фирмы не мелкие, но выборка приличная, можно считать цифры репрезентативными по отрасли.
Картина того, как идёт модернизация производства, внушает сдержанный оптимизм, по отношению к 2012 оптимизм точно зашкалил бы:
- Объём морально устаревшего и изношенного парка сокращается, 40% уже ближе к мировому значению в «24%, 15 лет и больше»;
- Количество станков, не новых, но ещё не устаревших, ожидаемо нарастает, процесс модернизации производств идёт с 2015;
- Количество закупок растёт, но намного медленнее прогнозов аналитиков (до 40%).
Последний показатель действительно удивляет, хотя тут могут работать два фактора. Во-первых, за субсидиями чаще обращаются как раз за деньгами на новую технику. Во-вторых, нет данных по текущему году.
Надеемся, в начале следующего года статистика покажет, что модернизация промышленности прирастет по данному показателю. Основаниями оптимизма является ввод фабрик, построенных «с нуля» и расширение действующих цехов и линий.
Любопытно, что динамика обновления отрасли ставит под сомнение отчет Росстата о «наблюдаемом росте производительности труда у текстильщиков». Если одна компания производит 20 комплектов постельного белья, а другая 120, скорее всего речь идёт о росте эффективности «железа», а не человека. Об этом же говорит существенное снижение отходов производства. Некоторые компании вовсе ушли от отходов, открыли линии, выпускающие ветошь и обтирочные материалы.
Ещё один аспект: модернизация производства, предприятий и станков создает фонд списаний. Мы решили уточнить, какова судьба списанной техники.
Иногда новое, это хорошо послужившее старое
Статистика по движению (поступлению и выбытию) основных фондов ведётся, в денежном выражении понять динамику сложно, поэтому приведено количество в штуках. Здесь тоже получается интересная картинка:
На графике отражены расходы на обслуживание и ремонт, хорошо иллюстрирующие как изнашивается текстильная промышленность:
- Очевидно, руководители предпочитают не дожидаться полного износа, продавая старье нарастающими темпами;
- Объём утилизации тоже вырос, многие предпочитают частично утилизировать самостоятельно, формируя склад запасных частей. Но полностью уничтоженной техники становится больше, полный износ не позволяет её продать;
- Подстегивает модернизацию рост расходов на ремонт и обслуживание. Почти 4%, это очень много, а в сравнении с 2013, это вообще 10%.
В условиях жесткой конкуренции и невысоких доходов, содержать устаревший парк становится слишком дорого. Статистика выбытия не делится по уровню производства, но очевидно, что продаваемый после списания парк становится «новым» на других, возможно небольших, фабриках. Поэтому первый график был привязан к общему сроку службы, а не дате покупки, иначе текстильная промышленность выглядела бы намного импозантнее.
Рынок сильно бывших в употреблении станков немного вырос, возможно, это фактор минимизации инвестиций. Ремонт ветхого здания, покупка б/у железа, и фирма готова выпускать текстильные вещи. Надеемся, такие предприниматели особое внимание уделят качеству готовых вещей. Заслуживает внимания рынок бывшего в употреблении оборудования и с точки зрения зарубежных закупок.
Многие обновляются старым парком с умом
Ниша поработавшего текстильного парка никогда не пустовала, модернизируя промышленность, поставки из-за рубежа испытывали колебания, но незначительные. Цивилизованные продажи это ремонт и доводка, сопровождение набором запчастей и реализация по низким ценам.
Как меняется состояние этого сектора видно по отчетам ФТС, которые взяты в долларовом эквиваленте. Курсовые колебания всё равно отражаются, но динамика понятна:
Для справки приведена оценка аналитиков ФТС об объеме импорта с использованием «серых» схем. За 2014 цифра подтверждённая, за прошлый год оценочная. Комментарии здесь следующие:
- Убитые станки, ввозимые для дальнейшего восстановления и продажи, теряют позиции. Прибыли снизились, влияют санкции, уменьшился разрыв цен с готовыми к работе станками, модернизация производства для большинства текстильных предприятий стала интересной «под ключ»;
- Восстановленный парк сдаёт позиции неохотно, в том числе по причине высокой стоимости новинок известных торговых марок. Учитывая, что в Китае сосредоточено много производств, качество восстановления высокое, опять же частично (вероятно) работают те самые схемы, позволяющие сэкономить на пошлинах.
Учитывая эти моменты, рынок б/у будет исправно снабжать текстильщиков ещё несколько лет, если не дольше. Льготы на закупки будут, но когда заработают в полном объеме, непонятно. До снятия этой «непонятности» пока далеко, но модернизация промышленности набирает обороты. Оборотной стороной становится серьёзное расслоение: у кого-то всё с иголочки, у кого-то вообще отсутствуют новинки. Хочется верить, что Минпромторг РФ заметит процесс и внесет поправки в программы господдержки текстильщиков.