Найти тему
kudelya

Говорящий шоколад

Наткнулся в рождественских выпусках газет 1904 года на такую вот рекламу товарищества "Эйнем".

Сначала подумал, что просто упаковка у конфет с встроенной музыкальной шкатулкой - дело-то вроде нехитрое, у самого такая из под чая подарочная на полке стоит. Но полез всё же разбираться и оказалось, что не всё так просто.

Это действительно были мини-граммофоны проигрывавшие пластинки из шоколада, шедшие с ними в комплекте. Был такой момент во всемирной истории, когда звукозапись сошлась с кулинарией. Правда, первопроходцами в этом эксперименте были немцы.

Фирма "Штольверк" - трансконтинентальный кондитерский монстр из Кёльна (тот самый, который в начале 1990-х подарил бывшим странам социалистического лагеря шоколадку "Alpen Gold") - вообще отличалась прогрессивностью. Например, в 1896 году их вендинговые автоматы заполонили вокзалы Нью-Йорка и пользовались бешеной популярностью у американского покупателя.

Глава компании Людвиг Штольверк познакомился с изобретателем фонографа Томасом Эдисоном на Всемирной выставке в Чикаго ещё в 1893 году. И не просто познакомился, а стал одним из инициаторов создания и акционером "Deutsche Edison Phonograph Compagnie" (1895).

А в конце 1903 года "Штольверк" запустил производство миниатюрных граммофонов, в комплекте с которыми шли именно что шоколадные пластинки. Их можно было какое-то количество раз прослушать, пока не стирались дорожки, и съесть.

Фото с сайта kodd-magazine.com
Фото с сайта kodd-magazine.com

Немецкая "Вики" сообщает, что в разработке агрегата принимал участие сам Эдисон. Продавался он под брендом "Эврика", пластинки можно было купить и отдельно, причем ассортимент записей был довольно приличным - сотня наименований.

Фото "Эврики" с аукционного сайта liveauctioneers.com. С пластинкой.
Фото "Эврики" с аукционного сайта liveauctioneers.com. С пластинкой.

Это, конечно, была диковинка и баловство, которое на рынке не задержалось. Пишут, что всего было произведено 5 тысяч аппаратов и уже в 1904 производство свернули.

Европа наигралась в "говорящий и поющий шоколад", а в России он как раз появляется в конце 1904 года. Думается мне, что вряд ли это была собственная разработка "Эйнем", скорее уж производство "по лицензии", а может быть даже и просто реализация закупленного у "Штольверка" товара, пусть и под собственным логотипом. На такую мысль наводит и абсолютная неоригинальность рекламы мини-граммофонов от "Эйнем".

Вот, например, немецкая (точнее, австро-венгерская):

-4

А вот русская:

-5

Как говорится, "найди десять отличий". Это притом, что "Эйнем" была не та контора, чтобы просто "передирать" картинку в целях экономии на художнике.

Судьба "фонограф-игрушечки" в России тоже, судя по всему, была короткой. Во-первых, стоила она далеко не дёшево. Исторический раздел сайта арт-кластера "Красный Октябрь", располагающегося в бывшем здании одноименной кондитерской фабрики (и явно по материалам находящегося там же Музея шоколада) пишет, что цена составляла от 10 до 25 рублей. Для сравнения - в Иркутске в январе 1905 пуд пшеничной муки стоил 2 рубля 20 копеек, пуд парной свинины - 7 рублей, а ведро (12,3 литра) водки высшего сорта - 9 рублей. Ну и, во-вторых, война с Японией и первая революция. До дорогого ли баловства?