Сегодня, перебирая очередную порцию входящих обращений, мы отсортировали 86 писем от соискателей и работодателей с просьбой прокомментировать историю, которая заполонила всю страну на рынке труда – тестовые задания. На самом деле, хотели чуть позже уделить время этой проблеме вселенского идиотизма, но раз уж вы так просили пояснить реальную ситуацию с тестовыми заданиями, решили рассказать сегодня в этой публикации. Только разберемся сначала с причиной их массового возникновения.
Повальный интерес к тестовым заданиям от работодателей начался в 2008 году, когда по нашей стране в очередной раз прошелся финансовый кризис. Многие работодатели были вынуждены толпами увольнять своих сотрудников, сокращать штат и минимизировать затраты на фонд заработной платы. Были компании, в которых все обошлось «малой кровью»: кто-то резал расходы на маркетинг и рекламу, а кто-то и замораживал свои активы до лучших времен.
Появился огромный спрос на человеко-душу, способную за минимальные деньги (в идеале, совершенно бесплатно) реанимировать действующие активы работодателя. Часть компаний придумало уникальнейший способ, чтобы увеличить динамику собственного бизнеса в столь суровые времена – тестовые задания. Большая часть рынка труда эту идею не только приняла за норму, но и стала по сей день ее использовать как бесплатную рабочую силу.
Мы лично знаем конкретные компании (их более 200), которые ранее занимались этим и зарабатывают по сей день. А некоторые из них, создали на тестовых заданиях собственный успешный бизнес. Особым спросом у таких работодателей пользуются специалисты в маркетинге и развитии бизнеса. Отчасти, мы не зря выбрали именно эти направления в проект HR-to-GO и искали такого профессионала как Роман. Эту теорию тестовых заданий мы обязательно проверим и обсудим еще не раз.
Давайте рассмотрим основную механику тестовых заданий на банальном примере. Есть работодатель, которому необходимо продвижение за нулевые бюджеты. Таких у нас каждый третий, если не второй. Компания покупает доступ до Хантера или СуперДжоба, размещает вакансию, где сладко рассказывает о «золотых горах» при трудоустройстве в его компанию. Получает порядка 100-150 профильных резюме в день, из которых выбирает самых сильных мира сего и приглашает их на собеседование. Интервью в таких случаях всегда проходят очень гладко, работодатель старается не спугнуть соискателя, а на каждые ваши предложения об улучшении его слабых сторон бизнеса «кивает клювом» и расплывается в улыбке. Либо попросту сухо слушает вас, изредка вставляя свои «пять копеек».
Каждая такая встреча всегда заканчивается предложением от работодателя выполнить тестовое задание, якобы, в общих чертах показать свое видение развития бизнеса. Вероятно, только после этого к нему приходит озарение. Тут дальше вступает в работу сила психологии. Вы как профессионал своего дела «фуфло» писать не будете или общими мазками описывать основную суть продвижения бизнеса тем-более, так как это не будет решающим аргументом взять именно вас на работу. Вы как специалист понимаете, для того чтобы трудоустроиться, пройти некий конкурсный отбор, необходимо реально показать свой профессионализм и отразить его в тестовом задании. А без конкретики это сделать абсолютно невозможно!
И вот вы выполняете тестовое задание, понимая, что написали настоящий труд, который не только достоин высшей оценки, но и уже претендует на реальный готовый кейс развития бизнеса работодателя. Вы отправляете его и в 90% случаев получаете отказ.
Почему? Да потому что работодателю вы, как сотрудник с высокой заработной платой, попросту не нужны. Он от вас уже все получил. Сколько таких соискателей отправит тестовое задание? Правильно! Большинство.
Таким образом, нынешнему рынку труда совсем необязательно нанимать на работу высококвалифицированных специалистов. Работодателю нужны тупые исполнители, которые будут реализовывать ваши кейсы, не задавая глупых вопросов с окладом в 30-40 тысяч рублей. И такую карусель можно запустить практически по всем направлениям деятельности.
У HR-to-GO по сей день есть большое количество таких работодателей в shit-листе, причем подавляющая их часть – достаточно известные компании в России.
Что же делать, если вас на собеседовании попросили выполнить тестовое задание?
Ответ прост – не делать этого ни в коем случае! Либо просить вознаграждение за конкретный объем работ, который вы обязуетесь выполнить. При необходимости, можете заключить с работодателем официальные договорные отношения. Существуют и добросовестные работодатели, которые оплачивают тестовые задания. Это нормальная практика, которую обязан исполнять каждый работодатель. Вы когда в кинотеатр приходите, не проситесь бесплатно посмотреть сеанс? А вдруг фильм вам не понравится. Так почему же в абсолютно аналогичной ситуации работодатель позволяет себе тотальный беспредел? Вы сами ему разрешаете собой манипулировать!
Запомните, тестовое задание, это дополнительная услуга, которая не имеет никакого отношения к трудоустройству соискателя, и она обязана оплачиваться! Не идите на поводу у рынка безответственных работодателей.
Добросовестный и профессиональный hr, не говоря уже о руководителе бизнеса, никогда не будет с вас требовать дополнительного тестового задания. Он все необходимые вопросы задаст очно при встрече. И грамотный работодатель всегда может разглядеть в кандидате навыки, опыт и реальный профессионализм. Ведь работодателю никто не мешает прямо на собеседовании взять чистый лист бумаги с ручкой и попросить вас отразить приблизительную схему тех или иных расчетов, либо изобразить структурно механику вашего видения и действий. Профессионал всегда справится с такой задачей и никакие тестовые задания будут не нужны. Да и как альтернатива, существует испытательный строк, если работодатель не совсем уверен в выборе сотрудника. Хотя специалисту никакой испытательный срок не требуется. Он приходит работать, а не заниматься онанизмом адаптационного периода, просиживая отведенные 2-3 месяца испытательного срока.
Еще до старта проекта HR-to-GO, мы начали отправлять резюме Романа и получили 2 письма с тестовым заданием под предлогом приглашения на собеседование от разных питерских компаний, следующего содержания:
Здравствуйте, Роман!
Компания ###### ищет кандидата на вакансию "Коммерческий директор".
Ваше резюме показалось нам очень интересным.
Направляем Вам профессиональный кейс: ######
Решение данного кейса ждем от Вас до 31 июля включительно!
В случае, если Ваши знания и опыт будут соответствовать требованиям вакансии, с Вами свяжутся. Спасибо!
Подробное описание вакансии Вы можете найти на сайте spb.hh.ru
Зайдите под своим логином и паролем, и на странице "Отклики на вакансии" Вы найдете ссылку на описание вакансии.
Скажете, что это единичный случай от работодателей? Отнюдь! Только за неделю мы получили таких два предложения от достаточно известных компаний, которые даже не соизволили очно пообщаться с кандидатом. А теперь не сложно представить, что реально происходит после собеседований, когда работодатель понимает, что именно вы ему нужны. Да-да-да! Только оно - родное тестовое задание!
Помните главное: спрос рождает предложение. Поэтому пока каждый из вас будет соглашаться бескорыстно выполнять тестовые задания, не удивляйтесь ситуациям, когда вы их реализуете и получите «волшебный пендель» от работодателя.
Мы еще не раз вернемся к этой теме, а пока подписывайтесь на нас и следите за информацией на Фейсбук, ВКонтакте, Инстаграм и на сайте HR-HD. Вступайте в ряды экспертов проекта HR-to-GO. Рынку интересно ваше мнение из первых уст профессионалов.