Найти тему
Тракторист-Моторист ☑️

Первые тракторы-траншеекопатели Дмитровского завода для Советской Армии

===

Экскаватор КГ-65, 1941 год
Экскаватор КГ-65, 1941 год

Воскресная История

85 лет назад — в 1934 году, на механическом заводе в городе Дмитров Московской области было начато производство первого траншейного цепного экскаватора «МК-I» — по лицензии американской компании «Барбер Грин» (Barber Greene).

Эта гусеничная землеройная машина, производительностью 90 кубометров в час, предназначалась, в первую очередь, для строительства канала Москва — Волга и существенно помогла ускорить сроки строительства (канал был построен в 1937 году).

Траншейный экскаватор "Барбер Грин"
Траншейный экскаватор "Барбер Грин"

***

Историческая справка:

Дмитровский экскаваторный завод (ДЭЗ) ведёт свою историю с 1898 года — тогда в городе Дмитров был построен чугунолитейный завод.
После революции 1917 года завод был национализирован и переименован в механический завод.
С 1934 года стал экскаваторным заводом. В настоящее время производит различную землеройную технику.

===

Дмитровский экскаваторный завод
Дмитровский экскаваторный завод

***

В 1939 году Дмитровский экскаваторный завод выпустил первый отечественный гусеничный роторно-ковшовый траншеекопатель КГ-65.

Эта землеройная машина была разработана институтом «Проектэкскаватор» на базе гусеничного трактора «Сталинец» С-65.

===

В 1941 году, после успешного прохождения государственных испытаний, траншейный экскаватор КГ-65 был рекомендован для принятия на вооружение инженерных войск Красной Армии.

Устройство экскаватора КГ-65
Устройство экскаватора КГ-65

***

Роторный экскаватор КГ-65 имел довольно высокую производительность — до 200 метров траншеи в час (шириной 1 метр и глубиной 1,5 метра) и был очень необходим для армейских инженерных частей.

Но в 1941 году началась Великая Отечественная война, и Дмитровский завод был эвакуирован в город Тюмень.

===

Только в 1947 году на заводе в Дмитрове было восстановлено производство и были выпущены первые серийные экскаваторы КГ-65, которые были приняты на вооружение Советской Армии.

Размеры модернизированного экскаватора КГ-65 (ЭТР-152)
Размеры модернизированного экскаватора КГ-65 (ЭТР-152)

***

Базой для послевоенного КГ-65 послужил более мощный гусеничный трактор «Сталинец» С-80 с гидравлическим подъёмом и опусканием роторного экскаватора.

В 1954 году экскаватор КГ-65 был существенно модернизирован и получил новый индекс — «ЭТР-152».
Главное изменение — это замена цепной передачи в приводе ходовой части на бортовые редукторы.

===

Траншеекопатель ЭТР-152 производился до 1958 года, когда на смену ему пришли более современные и мощные траншейные экскаваторы «БТМ», сделанные на базе быстроходного гусеничного тягача АТ-Т.

Экскаватор ЭТР-152
Экскаватор ЭТР-152

===

Если вы работали на экскаваторах Дмитровского завода, напишите в комментариях ваше мнение о них.

Про советские автомобильные краны вы можете прочитать в нашей статье: От Одессы до Иваново: история автокранов на базе МАЗ-200

===

Спасибо за внимание.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц