Оригинальное название: Chernobyl
Жанр: Драма, История
Создатель: Крэйг Мэйзин
Канал: HBO
В ролях: Джаред Харрис, Стеллан Скарсгард, Эмили Уотсон, Джесси Бакли, Адам Нагаитис, Пол Риттер, Роберт Эммс
Новый сериал от HBO «Чернобыль» был очень высоко оценен критиками и зрителями. Во многих топах на различных авторитетных сайтах он забрался довольно высоко, чем вызвал интерес даже у тех, кто никогда бы его не посмотрел, не оцени критики это шоу так высоко. Однако, довольны сериалом остались не все: некоторые сомневаются в его правдоподобности и пытаются найти подтверждение своим домыслам. Получается это или нет сказать трудно: иногда зрительские придирки имеют определённый вес, а порой они вовсе высосаны из пальца.
И, как ни странно, наибольшее недоверие «Чернобыль» вызывает у российского зрителя, который даже его еще не посмотрел, а уже успел сказать, что страну оклеветали. И на это есть основания, ведь сам факт того, что в другой стране сняли сериал о самой крупной катастрофе в СССР как минимум вызывает скепсис. Такой продукт рискует стать недостоверным, от и до набитым клюквой и штампами, что, разумеется, пойдет ему не в кассу. Однако, невзирая на предрассудки, я все же его посмотрел. И что же мы имеем: достойное шоу с хорошим сюжетом, игрой актеров и прочей атрибутикой годного продукта (про достоверность, конечно, тоже не стоит забывать) или очередной вымысел про злых Иванов, от которого мы со стыда будем глушить водку, сидя на кухнях в собственных (у меня в аренду (и очень озадаченный смайлик, который тут нельзя вставить) — прим. ред.) хрущевках?
Скажу сразу – сериал определенно хорош! Техногенная катастрофа, масштабы которой покрыты завесой тайны, интересная история, колоритные персонажи, за которых хочется переживать – все это делает его невероятно увлекательным. Масштабная трагедия на АЭС очень тонко переплетается с личной трагедией каждого из главных героев. Так, например, сцена где жена пожарного, пострадавшего во время катастрофы, лихорадочно рыщет по больнице, переполненной сотнями точно таких же пострадавших, в поисках своего мужа, заставляет переживать за каждого, кого затронула эта трагедия, ведь подобных историй была уйма. Однако со временем героиня уже не видит никаких рамок и идет на все ради своего ненаглядного. Такую глупость и слепую любовь сценаристы не оставят без внимания, но сюжетной твист, подразумевающий, что я буду ей сопереживать, как-то не сработал.
Особое место в сериале занимает конфликт между властью и интеллигенцией, которые, несмотря на общую проблему, преследуют разные цели. Главные действующие лица этого конфликта: Валерий Легасов и Борис Щербина (его играет Стеллан Скарсгард, игра которого, наверное, самая лучшая). Первый искренне заинтересован в том, чтобы разобраться в произошедшем, а второй исполняет интересы государства, которые сводятся к тому, чтобы все быстренько замять. Однако, этот незамысловатый конфликт в процессе перерастает в нечто большее.
Финал не вызывает бурю эмоций, но во многом именно из-за него шоу обвиняют в антисоветской пропаганде, ведь здесь зритель получает ответ на вопрос «кто виноват?». Ответ: власть. Однако, я считаю, что критика советского руководства никак не ущемляет страну, а лишь делает «Чернобыль» максимально объективным и более приближенным к документалистике. Что касается достоверности, то я не заметил никаких грубых нарушений при просмотре (я хоть и не эксперт и с дедом вашим аварию не устранял, но кое-какой информацией владею).
Что касается технической части, то хотелось бы выделить интересный подход создателей музыке. Заглавной темой сериала является тишина. Вот так вот. Однако тишина здесь как нельзя кстати, ведь она отсылает нас к главному страху всех участников тех событий – радиации, неощущаемой и невыносимой одновременно радиации (Поэтичненько — прим. ред.). Но пугают зрителя этим явлением другими методами. Один из них – треск счетчика Гейгера, который с каждой секундой становится все более нестерпимым. Это позволяет зрителю прочувствовать состояние героев и бояться вместе с ними. Есть еще одна музыкальная особенность достойная упоминания, которая тесно связана с операторской работой. Спокойная, умиротворяющая музыка, вызывающая чувства грусти и отчаяния, играет на фоне уже развернувшейся катастрофы, которая еще не успела дать свои плоды. Представлено это панорамными кадрами, показывающими либо жизнь обычных людей, не понимающих всей серьезности ситуации в первые дни катастрофы, либо уже пустующую местность, на которой все-таки осталась жизнь, обреченная на неминуемую гибель.
Также хочется сказать о том, что в цветовой гамме «Чернобыля» преобладают темные оттенки зеленого и синего. Не знаю с чем это связать, но выглядит стильно. (Вот после этого предложения я одобрил статью — прим. ред.)
Сериал, конечно, классный, но свои недочеты у него тоже есть. Из минусов можно выделить то, что заявленный технотриллер не раскрывает масштабы катастрофы, а лишь мельком упоминает о них через диалоги, которые кажутся лишь страшилками, и на самом деле ими и являются ( в сериале говорят, что 20000 лет зона Украины будет необитаема, ну-ну). Да и вообще режиссер мог бы больше показать заброшенный город, а не ограничиться парой невнятных кадров пустой улицы, и это никак бы не сказалось на хронометраже. Да, есть сцена с убийством облученных животных и она не плохо справляется с этой задачей, но этого мало. В сериале присутствует хоррор-элемент, завязанный на демонстрации постепенной смерти от радиации. Конечно, не худшая попытка и вполне может прокатить, но, опять же, мне хотелось ощутить эсхатологический (масштабный, всеобъемлющий — минутка познавательного в «Колесе») ужас от аварии, а этого нет.
Подытожим. Сериал однозначно стоит вашего внимания. Это достоверная историческая драма, которая призвана объективно пересказать историю, произошедшую с СССР в 1986 году, и выявить виноватых, но, в то же время, не навешивая ярлыки на отдельных личностей, которые тоже стали жертвами обстоятельств и были вынуждены отвечать за чужие грехи.
Автор — Илья Брянкин