Найти тему
Феликс Май

Такие разные евреи

Повстречалась фраза, которую приписывают Марку Твену: "все народы ненавидят друг друга, и все вместе они ненавидят евреев". Само высказывание мне кажется как минимум спорным, но оно навело на мысль о том, какие евреи бывают разными. В очередной раз изумился способности человеческого ума категорично обобщать и уравнивать разновеликие величины, сводить их к чему-то однородному, обезличенному, что можно легче оценивать единым шаблоном.

Когда писал о Дедушке, вспоминал всех знакомых евреев. Так и не смог найти в них объединяющей, еврейской черты в поведении, жизни или взглядах.

Крестная. Один из лучших людей, которых я встречал по жизни. Добрая, мягкая, отзывчивая, веселая. О таких говорят – Светлый Человек. А еще ее полушутливо сравнивали с ангелом. Кроме немногочисленных родственников и нашей семьи, другой семьи у нее не было. Свою немалую жизненную энергию щедро растрачивала в работе. Была учительницей от Бога, преподавала английский язык, к ней годами приходили благодарные ученики, давно закончившие школу. Едва дожила до 50, умерла от внезапного и быстро прогрессирующего рака. Горе горестное, когда такие люди уходят, всегда кажется, что это крайне несправедливо. Нашел ангела похожего на Крестную, только у нее были смолянисто-черные волосы.

-2

Приятель и коллега отца. Очень деятельный человек с ярко выраженной еврейской внешностью. В 90-х совмещал работу инженера и бизнесмена, в нем, видимо, боролись советское образование и выучка с зовом предков. В начале 2000-х уехал в Германию, но не прижился, там все не так оказалось, через несколько лет вернулся в Россию. Женился на молодой русской девушке, которая была лет на 15 моложе, на голову выше и подарила ему ребенка. Несколько лет назад уехал в Израиль, пишет, что нравится, что освоился, но сетует на высокие цены и жару.

Школьный друг. Вместе играли в баскетбол, идеально понимаю друг друга на площадке, схожее чувство юмора и интересы, оканчивали школу в параллельных классах, но продолжали дружить. После школы я в ВУЗ, он сначала бездельничал, потом в армию, но мы все равно часто общались. Потом дороги слишком разошлись. Он подсел на наркотики, хотя отрицал, то есть врал мне, чего раньше не водилось. Когда уже явно всплыло, все мои доводы против наркотиков пропускал мимо ушей, у него уже была новая компания по кайфу. Затем кинул меня на деньги, на маленькие, словно специально, чтобы рассориться. Насколько знаю, еще жив, на попечении сестры, которая без особого успеха борется с его зависимостью.

-3

Подруга матери. Она десятки лет простояла возле кульмана, чертя сложные конструкции. Но кровь, таки, взяла свое. Самостоятельно, без мужской помощи, открыла магазин сладостей. Постепенно расширила бизнес до нескольких торговых точек. До сих пор все делает сама: планирует, нанимает людей, занимается бухучетом, заказывает товар и продает его. В ней полностью раскрылись знаменитые еврейские достоинства в торговых делах: энергичность, предприимчивость, упорство. Хотя есть и обратная сторона, она стала прижимистой и часто прибедняется, мол, бизнес совсем плохо идет. Но это совершенно нормально для торговцев, которые постоянно думают о прибыли, упущенной прибыли и убытках.

Дядя. Интеллигент до глубины души, никогда не слышал от него ни одного грубого слова или резкого суждения. Доцент в техническом ВУЗе, работал почти до самого конца жизни, пока организм не начал давать глобальные сбои. Мягок со всем, прожил тихую и славную жизнь, хотя в ней хватало горя, и голодное послевоенное детство, и авиакатастрофа, и операции на сердце. Его жена в нем души не чаяла, хоть и руководила им порой, словно беспомощным ребенком. Даже крутой Дедушка обожал моего дядю, ставил его всем в пример, хвалил и напрочь забывал о собственном антисемитизме. Словом, дядю все любили уже за то, что он был необратимо добр ко всем.

Такие разные люди и судьбы. Но все равно найдутся те, кто без раздумий сгребут этих людей под одну гребенку и покрасят в привычный смысловой и оценочный цвет, лишь узнав, что речь о евреях. Так и живем.