Отдыхая в Анталии не стоит пренебрегать имеющимися красотами, при любой возможности надо отправляться на разведку в близлежащие территории, ведь они таят в себе много шикарных мест. Например, город Термессос, расположился всего в тридцати километрах от центра средиземноморского курорта и является большой частью Национального парка Гюллюк Дагы. Высота, на которой находятся его древние постройки составляет 1050 метров и это один из самых значимых античных городов в Анатолии.
Площадь Термессоса очень внушительна, а название означает "высокогорная крепость" (этрусский язык). Известно, что люди здесь жили еще три тысячи лет тому назад, а сам город образовался около шестого века до нашей эры. Свой расцвет Термессос встретил со ста пятьюдесятью тысячами жителей во втором столетии до нашей эры.
Горное поселение было римским вассалом, а Сенат Рима предоставил Термессосу статус независимого города, именно из-за данной милости у него были свои монеты, без изображений римских властителей на своих сторонах. Практически все, что можно сейчас наблюдать в городе из построек было построено именно этот процветающий период, который закончился только в девятом веке нашей эры.
Тогда произошло несколько землетрясений с сильнейшей магнитудой, они стали причиной разрушения водопровода и вместо восстановительных работ жители решили покинуть местность, отправившись в другие города Ликии. Собственно именно в таком виде, какой предстает перед глазами туриста он и простоял все столетия.
Изначально, месторасположение города было очень хорошо продумано, его природный ландшафт был очень выгоден для оборонительных целей. Естественные скалы, которыми окружен Термессос, являлись защитой от неприятеля на западе и востоке, а проезд в долину был ограждён высоченными каменными стенами в двойном размере (внутренние и внешние или верхние и нижние). Пройти за их пределы имелось возможным только через одни единственные ворота.
С учетом его труднодоступности довезти на верх тяжелую военную технику, которой пользовались древние воины для пролома стен, не представлялось возможным, хотя и штурм города - был бредовой идеей, так как сверху на врага сыпался бы шквал стрел. Даже Македонскому не удалось его захватить, хотя о его победоносных шествиях по Анатолийским землям до сих пор ходят легенды. Но в этом случае Александр Великий приказал только поджечь оливковые рожи, расположившиеся вокруг стен.
Кстати, после глобальных раскопок на южной стороне горного склона Солим нашли рукотворные каналы, выдолбленные прям в скальной породе. Их протяженность составила тридцать километров и заканчивались они в еще одном древнем городе - Фазелис, что стоит у поселка Гёйнюк. По предположениям ученых, эти каналы создавались не для воды, а для отправки оливкового масла и вина, которые в большом достатке производили термессосцы. После попадания в Фазелис, местные рабочие разливали все это богатство по кувшинам и, имея доступ к морю, отправляли их на продажу в другие города и страны.
Многие интересные городские объекты находятся у Дороги Царей, проходившая в эллинистический период по оборонительным объектам, минуя водные цистерны. Ее возвели во втором веке на деньги, собранные с горожан, и она пересекала весь город прямой линией. Но все таики основная достопримечательность Термессоса это театр.
Он имеет гигантские размеры и высечен из цельной скалы во время правления императора Августа. Его внешний вид является точным примером римского архитектурного стиля. Посадочные места могли вместить до пяти тысяч зрителей и располагались по кругу. Вход был сделан в виде арки и открывался со стороны Агоры (рыночной площади), сейчас он представляет собой груду камней. Сцена же была отделена от всех необходимых артистам помещений стеной, в которой располагалось пять дверей богато украшенных разнообразным орнаментом.
Нижний этаж театра вмещал пять стойл для животных, которых выпускали в случае проведения очередных боев в оркестровую яму. Несмотря на то, что сейчас с самой верхней точки театра открывается шикарный вид на горы и леса, ранее у него имелась деревянная крыша, защищавшая зрителей от палящего солнца и непогоды, поэтому изначально зрителям не была видна такая райская панорама. Историки предполагают, что задняя стена театра достигала шести метров в высоту.
Главная площадь во всех подобных городах вмещала в себе Агору, о которой упоминалось выше. Первый ее этаж располагался на фундаменте из каменных блоков, а три ее стороны были окружены колоннами, которые после сейсмической активности попадали и разбились, сейчас они лежат в хаотичном порядке. Колонны были поставлены в качестве подарка от царя Атталоса Второго (150-138 гг до нашей эры). Когда-то среди этих колонн стояли торговые лавки, а жители устраивали тут празднества и гуляния.
От Гиманизиума остались только руины, но по правильной прямоугольной форме вес еще можно определить их местонахождение. Два зала еще имеют стены, декорированные дорическими орнаментами. Также стоит взглянуть на Одеон, похожий на амфитеатр, но и используемый для городских встреч и собраний. Его возвели в первом веке до нашей эры и в свое время он мог вмещать до пятисот делегатов. Стены его когда-то были задекорированы мозаикой из мрамора, а свет внутрь проникал с помощью десяти окон, так как Одеон тоже имел крышу.
Более того, величие города можно определить и по храмовой застройке: в Термессосе было обнаружено шесть святилищ, отличавшихся между собой не только размером, но и типом. Четерые храма расположены около Одеона, Один из них был построен в честь Зевса, второй и третий (самый крупный) в честь Артемиса, причем в храме, который датируется 2-м веком н.э. неплохо сохранились ступени и барельефы. Четвертый храм имел наименьшие размеры и находился у подножия, его создали для поклонения полубогу или какому-то герою. Остальные два священных места были построены по приказу Атталаса и расположены близ Агоры. Имеется и памятник герою Хирону.
Но наиболее интересным местом считается Некрополь, потому, что обнаруженные останки захоронений принадлежали исключительно богатым жителям, но тогда где находятся могилы простого народа? До сих пор ответа найдено не было. Большинство могил подверглись грабежам, ведь перед тем как закрыть крышку, родственники умершего надевали на него все самые лучшие драгоценности.
По обширной гористой территории разбросаны разнообразные саркофаги, сделанные из дерева или известняка. Большая часть самых интересных саркофагов сейчас находится в Анталийском музее археологии, среди которых особенно привлекает внимание урна, предназначенная для собачьего праха и гроб, где покоился генерал Аклетис. Конечно, очень впечатляют склепы, вырубленные в горе, на них все еще можно увидеть головы фурий в виде барельефа.
Также на городской территории имеется свое водохранилище, расположенное под землей и состоящее из 5 гигантских цистерн, глубина каждой - 10 метров. Внутренняя обшивка цистерн отделана известняком. Есть возможность и посмотреть на колодец, находящийся в рабочем состоянии, его глубина составляет три метра.
Пожалуй, это самый аутентичный памятник архитектуры на всей турецкой земле. Причем город не очень хорошо исследовался и многие объекты все еще покоятся вод толщей земли и кустарников.