Большинство охотников, которые заводят собак, рано или поздно сталкиваются с тем, что их надо как-то возить с собой в машине. С маленьким щеночком вроде бы нет проблем: жена возьмёт его на руки, или можно посадить его в корзинку или сумку.
Другие статьи об охоте и оружии на нашем канале в Дзене и сайте huntportal.ru
Но питомец быстро растёт, становится, как любая охотничья собака, подвижным и непоседливым и начинает доставлять водителю, особенно если он один, серьёзные хлопоты. К тому же всегда следует не забывать и о безопасности: в случае аварии или даже просто при резком торможении всё, что в салоне автомобиля не закреплено, начинает по этому салону летать. И собаки, к сожалению, не исключение. И даже если питомец не получит серьёзных травм при ДТП, он всё равно в серьёзной опасности: собаки часто сильно пугаются и просто сбегают через разбитые стёкла или даже открытые двери. Примеров, когда из-за небольшой аварии – того, что обычно называют «жестянкой» – испуганные собаки убегали и потом гибли на дороге от машин или от суммы стресса и нелетальных, в общем-то, травм, совсем не редкость. А породистая собака, на подготовку которой уходит не один сезон, бывает гораздо дороже и незаменимей любой «железяки». Это первый повод всем серьёзно задуматься о том, как возить своего четвероногого помощника.
Второе – это бытовые соображения. Если собака всё время свободно находится в салоне, то, даже если он весь кожаный, при самой тщательной химчистке всё равно будет оставаться запах. Потому что вычистить собачью шерсть из всех щелей и закутков кресел просто невозможно. А в дороге, особенно в длинной, собаки всегда линяют сильнее.
И третий момент – собака, едущая на охоту или состязания, должна перенести дорогу с минимальным стрессом и потерей сил и сна. То есть ей должно быть комфортно в машине. Подумайте, где отдыхает собака дома или в вольере, – в укромном, чаще всего ограниченном и затемнённом закутке. В будке, вольере или клетке – в общем, «в конуре». Так устроено природой, что собаки – потомки хищников, живущих в норах или логовах. Поэтому и отдыхается им лучше всего в именно таких условиях.
Итак, какие возможные варианты существуют для того, чтобы возить четвероногих помощников в автомобиле (и не только)? Самое универсальное – это пластиковый бокс. Их ещё называют клиперами. Обычно он состоит из двух разъёмных частей и решётчатой дверцы: это удобно и для хранения, и для уборки. В плане безопасности при перевозке в машине нет ничего лучше клипера, разве только пристёгивать собаку специальными ремнями безопасности. По чистоте салона это тоже самое хорошее решение, хотя немного шерсти всё равно попадает в салон, особенно при интенсивном проветривании на ходу, но если вы решили возить собаку с собой в салоне легковой или джипа, то с этим всё равно придётся смириться. Просто надо чаще убирать салон. И, наконец, по комфорту пластиковый бокс тоже лучше всего остального.
Главное – правильно подобрать размер: многие почему-то считают, что собаке должно быть комфортно в нём стоять… Вы когда-нибудь видели волчью или лисью нору, в которой её обитатель мог бы встать во весь рост? Нет – вот и собаке это совсем не требуется. Как показывает практика, собака даже в очень длинной непрерывной дороге в течение 9–10 часов без перерыва всё время лежит калачиком, лишь изредка перекладываясь с боку на бок и при этом рефлекторно отряхиваясь. Последнее касается больше собак с висячими ушами. Так что и переноска должна быть такой, чтобы по полу собаке было как раз свернуться калачиком между длинными стенками, а по высоте – отряхнуться в полуприседе, т. е. примерно в холку. Размер клипера обычно обозначается по номерам. Для норных достаточно 3, для спаниелей и собак типа бретонов – 4, для легавых – 5. «Шестёрка» – это уже очень большая клетка, она велика даже для крупных гончих: собака не лежит в ней плотно между длинными стенками, и, если дорога неровная, её начинает валять и возить по полу. Это мешает ей спать и вообще нервирует.
Металлические разборные клетки – они бывают стандартные, но их также легко изготовить на заказ по индивидуальным размерам. Этим они удобнее пластиковых клиперов, особенно для небольших машин, когда надо встроить клетку в ограниченное пространство. Профессиональные натасчики или те, у кого много собак, часто делают целый стеллаж клеток в багажник – в два этажа по две, а то и три. По сравнению с клипером минус клетки ещё в том, что шерсти и грязи в салон или багажник попадает больше. Также с коротокошёрстными породами приходится думать о подстилке. Ведь часто собаки грузятся в машину после работы, грязные и мокрые, а грязная и мокрая мягкая подстилка совсем не полезна для здоровья собаки, которая без неё бы быстро высохла, а так может и простудиться. Плюс мокрая подстилка быстро завоняет всю машину. На пластик подстилка даже короткошёрстным не обязательна, тренированные собаки на пластике в машине и зимой не мёрзнут. А вот в металлическую клетку лучше всего отдельно купить что-то типа лотка для обуви. Это самое универсальное решение.
Есть ещё один вариант для транспортировки собак – мягкий гамак. Он представляет собой полотнище плотной синтетики, обычно с утеплителем, которое натягивается между подголовниками задних и передних сидений. Получается, что собака лежит на заднем сиденье, но при торможениях не сползает и не падает с него, поскольку это сделать ей не даёт гамак. Минусы такой конструкции следующие. Конечно, безопасность, ведь собака не в ограниченном замкнутом пространстве и при ДТП может сбежать. Чистота заднего сиденья с гамаком тоже оставляет желать лучшего. Большинство тех гамаков, что продаются в магазинах, не имеют закрытых боковин – это полутруба, а не полубочка. Поэтому песок, земля и шерсть неизбежно попадают на сиденье, коврики и в заднюю дверь. Если пришить к гамаку боковины, лучше на молнии, чтобы собака могла сама в него запрыгнуть, а вы потом только боковину застёгивали, тогда с чистотой вопрос будет решён лучше. Но всё равно гамак – это не очень удобно, особенно когда вы едете в машине вдвоём-втроём, поскольку он занимает весь объём как минимум одного заднего сиденья. Плюс собаке в гамаке не так удобно ехать, как в клетке или клипере.
Когда вы регулярно перевозите собак (или других животных) в салоне или общем с салоном багажнике (как в универсалах и джипах) а машина у вас одна и для охоты, и для семейных и прочих нужд, поневоле приходится ухаживать за ней немного по-другому, чем в случае обычной эксплуатации. Это, конечно, если вас или пассажиров не устраивает запах и особенно если кто-то аллергик. Надо понимать, что как бы хорошо ни была закрыта переноска и какой бы ухоженной ни была собака, частицы шерсти, перхоти и пр. всё равно попадают в систему вентиляции и кондиционирования. Поэтому салонный фильтр лучше менять как минимум вдвое чаще, чем этого требует регламент проведения техобслуживания.
Также регулярно следует делать дезинфекцию и очистку системы кондиционирования – совсем не обязательно на сервисе, поскольку вполне эффективно можно сделать всё аэрозолями, которые продаются в автомагазинах. Я делаю эту процедуру обычно дважды в год, после сезона охоты. Но если у вас лабрадор или голден, да ещё не один, то тут надо смотреть по обстоятельствам. Иногда, чтобы поддерживать автомобиль в презентабельном виде, надо чуть не каждый месяц по-новой «пшикать». Ну и, разумеется, каждую мойку уборка салона и раз-два в год хорошая химчистка (особенно если салон не кожаный). Тогда случайные попутчики действительно сильно удивляются: «Как? У вас три собаки?! И вы с ними постоянно ездите в этой машине? Никогда бы не подумал…»
***
Если вам понравилась статья - подпишитесь на канал
Больше материалов об охоте есть на нашем сайте huntportal.ru