Вчера Федеральная Резервная Система США, выполняющая функции Центрального Банка страны, впервые за 10 лет снизила базовую ставку на 0,25 процентных пункта. Однако финансовые рынки отреагировали на это действо распродажами всех активов, за исключением доллара.
Почему? Да потому, что рынок ждал от Федерального резерва большего. Если не снижения ставки сразу на 0,5 п., то хотя бы слов, что дальнейшее уменьшение последует в самом ближайшем будущем.
Так на что же влияет ставка, и почему ФРС не хочет ее видеть на более низком уровне?
Ставка – это фактически стоимость денег в экономике, индикатор процентной ставки по кредитам и привлечению средств государством. Чем меньше ставка, тем меньше стоимость кредитов населению и реальному сектору. Низкая ставка стимулирует рост производства и потребления.
Тогда может ставку сделать нулевой, как в Европе, или отрицательной, как в Японии и производство пойдет семимильными шагами вперед? Пойдет, но сильный рост промышленности может быть опасен, потому что сбыта продукции не будет. Ну не нужны в семье, или как ее называют американцы «домохозяйстве», пять посудомоечных машин и семь холодильников.
«Лишняя» продукция просто не найдет спроса, и наступит кризис перепроизводства, прямо как по Марксу. У нас в стране ситуация, кстати, другая: многие рады были бы купить второй холодильник или посудомойку, но вот денег нет.
Поэтому искусство любого Центробанка заключается в том, чтобы с учетом внутренних экономических реалий уровнем ставки стимулировать рост реального сектора, не допуская ни его деградации, ни «перегрева».
Наш Банк России этим искусством не владеет – одна из причин слабости промышленности как раз и заключается в том, что она осталась без дешевых кредитов. Раньше, до кризиса 2014 г., многие предприятия и банки занимали средства под 3-4% в валюте на Западе. Сейчас, когда курс рубля может в любое время рухнуть на 20-30 процентов, занимать валюту имеет смысл лишь тем, кто имеет стабильный валютных доход, то есть экспортерам.
Так почему же Банк России не хочет снизить ставку и простимулировать реальное производство? Да потому, что отдача от него в виде роста налогов произойдет через годы, а деньги нужны сейчас. Как мы уже отмечали, чем меньше ставка, тем меньше не только стоимость кредитов, но и проценты по привлекаемых государством займам, в нашем случае это – ОФЗ. С учетом российских рисков под низкую ставку никто нашему правительству в долг давать не будет.
А деньги нашим властям нужны. Прежде всего, на повышение пенсий и выплат военнослужащим, поскольку это – основной электорат. Сколько продержится наша власть, если к митингам остатков среднего класса присоединятся пенсионеры и военные? Вот то-то и оно…
Поэтому и будет государство увеличивать им выплаты. Это делать, безусловно, надо. Вот только повышать социальные платежи и зарплаты бюджетникам нужно не на уровень инфляции, а на уровень роста ВВП: сколько заработали, столько и перераспределили в пользу тех, кто в экономическом росте не участвует. В противном случае такими выплатами лишь разгоняется инфляция, и получается замкнутый круг…
Еще одно направление бездарного расходования средств – это «национальные проекты». Нам неизвестны никакие достоверные экономические расчеты, почему их выполнение должно привести к росту ВВП и нашего с вами уровня жизни. Зато нет сомнений, что значительная часть выделенных на «нацпроекты» денег осядет в подконтрольных чиновникам фирмах и приближенных к власти олигархических структурах. Их и так заоблачный уровень благосостояния вырастет еще больше….
Но вернемся к ФРС. Почему же она не стала снижать ставку на 0,5 п., или хотя бы не пообещала еще одно снижение на 0,25 п. в ближайшем будущем? Да потому, что глава ФРС Джером Пауэлл заявил, что американская экономика находится в отличном состоянии, не нуждается в излишнем стимулировании и у нее нет слабых мест.
Эти слова вызвали сильный рост курса доллара к основным мировым валютам. В первой половине четверга наш рубль стал дешевле к доллару более чем на 30 копеек. На полпроцента упал Индекс Московской биржи, отражающий капитализацию крупнейших российских эмитентов акций.
Однако пока никаких оснований для паники и покупки долларов и евро нет. Пока мы увидели лишь первую, больше эмоциональную, реакцию инвесторов. Скорее всего, в ближайшие дни доллар ослабнет к мировым валютам, чего, кстати, очень хочет Трамп, поскольку сильная национальная валюта снижает привлекательность товаров на мировом рынке.
Поэтому покупать доллары пока мы не советуем, а для тех, кто любит рисковать, можно порекомендовать на Московской бирже, как говорят трейдеры, «купить на отскок» фьючерсные контракты на основную мировую валютную пару евро-доллар. Если мы окажемся правы, то заработать за пару дней 10-15 процентов от вложенных средств вполне реально.