В долине реки Чулышман, которая активно застраивается базами после появления перевала Кату-Ярык, особый микроклимат. Там теплей, чем на Улаганском нагорье, всегда есть вода и растительность.
Многие, кто планирует путешествие в те места, сталкиваются с вопросом: почему местные не всегда приветливы? Мягко говоря. Тому есть много примеров. Это активно обсуждается на форумах. Заставляет в каком-то смысле держать себя в определенных рамках в таких путешествиях. Причин для сурового отношения местных к приезжим достаточно много. Не останавливаясь на всех из них, приведу всего один пример.
Мне эту историю рассказал Василий, хозяин одной из баз, расположенной недалеко от устья реки Чульча, впадающей в Чулышман. Именно там находится переправа на маршрутах, ведущих к водопаду Учар и урочищу Каменные Грибы.
Василий работает тренером по боевому самбо, и фото его воспитанников, чемпионов России, красуются на плакатах в районе райцентра Улаган. База – это его хобби и плацдарм, так как его возраст предпенсионный. О нем можно много сказать, но главное, что его слово что-то значит, так что история с большой вероятностью правдивая.
Итак. Приезжает компания на отдых. Народ – полицейские. При табельном и алкоголе. Ставят лагерь, отдыхают, выпивают, закусывают.
В какой-то момент подъезжает местный паренек на коне, предлагая покататься. Там это принято. Местные зарабатывают как могут, почему бы и нет? Однако отдыхающие отказываются. Паренек не уезжает, навязывает покатушки на коне. Те не хотят. Им надоедает уговаривать, кто-то из них достает пистолет и стреляет в землю перед ногами коня. В общем, с боем прогнали парня. Естественно, тот быстро исчезает.
Народ продолжает выпивать, закусывать и веселиться. Наслаждаться видами. Сидят у костра до поздней ночи. Наконец-то расходятся по палаткам и отбой.
И в это время прибывает компания местных на конях и с ружьями. Вытаскивают всех из палаток, жестко избивают, забирают табельное оружие и удаляются.
Впоследствии было следствие, приезжали соответствующие люди, разбирались.
Однако никто ничего не видел, никто ничего не слышал, никто ничего не знает. Пистолеты пропали с концами. Что было дома с теми полицейскими, история умалчивает.