Недавно я открыла для себя «Богословку» — увидела сюжет на телеканале «Моя планета» и подумала: «Как же так – это ведь совсем рядом, практически, Петербург, а я там ещё не была!»
«Богословка» — это этнографический парк, который создаётся на территории Невского лесопарка. Добираться туда, действительно, удобно и быстро – от ст. метро «Ломоносовская» идёт 476-й автобус или маршрутка с тем же номером, ехать минут 15, остановка называется «Невский лесопарк». В перспективе предполагается возможность добираться сюда водным путём, в планах сооружение на берегу Невы пристани «Богословка» рядом с будущим этнографическим комплексом.
Иногда «Богословку» называют «музеем деревянного зодчества под открытым небом», но это не совсем так. В отличие от карельских Кижей или новгородских Витославлиц, где удалось сохранить подлинные памятники деревянного зодчества, здесь планируется воссоздавать уже утраченные деревянные строения – Покровский погост, Каргопольскую крепость, усадьбу Зиновьевых, усадьбу купца Лопарёва, русское и карело-вепсское селение.
Работы начались в 2003 году и продолжаются по сей день.
Покровский погост уже приобрёл свои основные очертания, хотя работа здесь ещё вовсю кипит.
На достаточно небольшой территории можно увидеть несколько воссозданных деревянных памятников, оригиналы которых находились в разных местах севера России.
Ограда Покровского погоста совмещает элементы оград двух утраченных погостов Каргопольского уезда Архангельской губернии конца 18-го века — Лядинского и Спасского.
Копия деревянной Покровской церкви постройки 1708 года, которая находилась на Вытегорском погосте, и, к сожалению, сгорела во второй половине 20 века. Проект восстановления был разработан архитектором и реставратором Александром Викторовичем Ополовниковым по сохранившимся замерам.
Колокольня – копия колокольни Нижне-Уфтюгского погоста Вологодской губернии, построенной в 70-е годы 17 века. Она также восстановлена по сохранившимся обмерам, сделанным В.В.Сусловым в 1884 году.
Часовня Спаса Нерукотворного — повторение утраченной часовни в деревне Кириллово, Каргопольского уезда Архангельской губернии (конец 18 – начало 19-го в.). План реконструкции выполнен архитектором А.Б.Боде.
Дом Костина. Здесь планируется организовать впоследствии музей храма. Внешний облик здания повторяет облик дома Е.А.Костина из карельской деревни Верховье (бывшая Олонецкая губерния, ныне Медвежьегорский район Карелии). Дом бы построен в 1871 году, а последние его обмеры успели сделать в 1995-м.
Моё детство прошло в Карелии, поэтому всё, что я увидела в Богословке, вызвало у меня тёплое чувство родства. Я выросла в деревянном доме с резными наличниками и деревянным кружевом под крышей. Смутно помню, как участники этнографической экспедиции просили разрешения сфотографировать наш дом, а дом того стоил – его поставил мой прадед, когда семья была вынуждена уехать из Петербурга, этот дом раньше стоял в заброшенной деревне за рекой, был разобран, перевезён и собран снова. Я помню эти огромные брёвна и широкие половицы. А ещё я помню остатки деревянных часовен, на которые мы с дедом неожиданно натыкались, бродя по лесу, они были очень похожи на ту, что восстановлена в Богословке.
Здесь пахнет домом и детством. Навстречу мне вышел красивый, холёный кот с ошейником. Видимо, он почувствовал, как сильно мне хочется его погладить, поэтому подошёл сам, потёрся о мои ноги и позволил запустить руку в бархатную шёрстку. Удовольствие невероятное! Я могла бы ещё долго так стоять, но у кота, вероятно, были свои дела, и, потёршись ещё раз о мои ноги на прощанье, он с большим достоинством удалился. Как я смогла убедиться чуть позже, направился кот на охоту, и она оказалась успешной.
Покровская церковь вблизи кажется просто огромной и напоминает терем из русских сказок. Какое-то очень хорошее, родное чувство. Может быть, моя клеточная память хочет мне что-то сказать?…
Храм действующий, поэтому фотографировать внутри не разрешается. Я предвкушала невероятные ощущения, которые могла бы испытать, постояв под таким высоким куполом, но то, что я увидела внутри, оказалось неожиданным – высокого купола не было, был довольно низкий плоский потолок. Жаль… Зато, выйдя, я была вознаграждена прекрасным звоном с ожившей колокольни.
Уезжать не хотелось, хотелось побыть здесь подольше. Я обязательно вернусь сюда снова, и надеюсь, что увижу новые интересные восстановленные объекты.