Политики и капиталисты быстро научились использовать стремление молодёжи сделать планету чище.
Современное поколение очень чувствительно к теме зеленой экономики и требует перемен. Как утверждают социологи, это хорошо видно на примере так называемых миллениалов – тех, кто родился после 1981 года. Они чаще выступают за сознательное потребление, заботятся об окружающей среде, склонны поддерживать проекты типа раздельного сбора мусора или очистки пляжей. Те же тенденции, только еще ярче, проявляются в поведении поколения Z – это молодые люди, родившиеся после 1995 года.
Но очень быстро выяснилось, что чистые идеалы – на руку нечистым дельцам, и все, чего касаются руки политиков или недобросовестных бизнесменов, превращается в гадость. Так случилось и с экологией.
Один шаг до политизации
За примерами ходить далеко не надо. Как известно, тезисом о глобальном потеплении и необходимости сдерживать развития промышленности активно пользуются США, когда стремятся ограничить активность Китая. При этом сами американцы без особых зазрений совести объявили о выходе из парижского соглашения по климату в 2017 году. Так же Штаты нередко действуют и в отношении других развивающихся стран, например, России.
К сожалению, часто инструментом борьбы оказываются российские же активисты. Вот пример – «Северный поток-2», как известно, очень нелюбимый США. Такой нелюбимый, что американцы даже обещают ввести санкции против Европы, если она будет покупать российский газ. Согласно проекту, газопровод должен был частично пройти по территории Кургальского заповедника в Ленинградской области. Компания была готова к переговорам и хотела разработать технические решения, максимально снизившие бы воздействие на заповедник, а также вложить 30 млн евро в различные экологические проекты в регионе.
Но против проекта резко выступили «зеленые». С защитниками обсуждали 3 варианта: один — напрямую через заказник, второй — южный, ближе к границе с Эстонией, третий — северный, в обход заказника. По странному стечению обстоятельств, экологи настаивали именно на южном. Это нелогично с точки зрения экологии, зато очень логично с точки зрения политики, ведь тогда газопровод граничил бы с территориальными водами Эстонии, а это означало его возможную блокировку или как минимум долгий и муторный торг со стороны прибалтийцев. Кстати, именно в Эстонии сейчас проживает одна из главных активисток по данному вопросу Евгения Чирикова.
Нечестная конкуренция
Но не только среди политиков есть умные люди, предприниматели тоже очень быстро сообразили, что к чему, и как можно использовать экологическую повестку. Довольно подробные расследования на эту тему проводил журналист Олег Лурье, рассказавший как специалисты движения «Эковахта» используют экологический шантаж, а также получают деньги от компаний, которые хотели бы создать трудности своим конкурентам.
Как это работает, можно посмотреть на примере Кемеровской области, где экологи добываются запрета на разработку новых угольных месторождений. В регионе уже работает 42 шахты, 51 разрез и 54 обогатительные фабрики. Появляются новые возможности для добычи, заявленные инвестиции в развитие отрасли планируются в размере не менее 65 млрд рублей. И тут… сюрприз-сюрприз, от бизнеса требуют все прекратить. Ради природы, матери вашей.
Борьбу с Кузбасским углем сейчас ведет движение «Экозащита», которое в 2014 году было признано НКО иностранным агентом. Оно входит в международный проект дискредитации инвесторов, которые вкладывают деньги в развитие угольной отрасли. Кому это выгодно? Нетрудно догадаться, круг интересантов широк. Основные конкуренты угля на рынках – нефть и газ, ядерная энергетика, а также возобновляемые источники.
Кстати, о возобновляемых источниках. Сейчас как-то мало говорят о том, что ветряные станции тоже вредят окружающей среде (от них страдают, например, птицы). Но будьте уверены, как только найдется серьезный заказчик, экологи заговорят и об этом. Был бы бюджет, а уж повод для нагнетания паники найдется.