Голос и речь в нашем мире – это инструменты, благодаря которым мы можем выразить себя. Благодаря голосу и речи мы можем попросить, потребовать, что-либо утвердить или побудить к действию.
Голос и речь в моей карьере были основными инструментами, благодаря которым я и был привлечен к различной деятельности, оказывался там, где основой являлся голос и умение говорить перед аудиторией и публикой.
Промоутер, ведущий мероприятий и аниматор, руководитель фан-клуба спортивной команды, организатор мероприятий.
Именно в качестве организатора мероприятий, по факту руководителя бизнеса, я осознал, что голос и соответственно речь и ораторство являются основными инструментами, которые определяют результативность, а следовательно и успешность бизнеса.
В этой статье мы разберем жанры публичных выступлений. А так же цели и мотивацию публики, которая слушает выступления.
Поехали!!!
Представьте себе, что в публичном выступлении содержание выступления и его форма могут быть разделены. Условно в вашем воображении.
Содержание речи – это то, насколько полно вы можете рассказать о том, что собирались рассказать. Насколько структурировано.
Форма – это исполнение, артистизм (эмоции, жесты, мимика, артикуляция, интонация)
Попробуйте оценить для себя, на каком уровне в данной системе координат вы выступаете, или на каком уровне могли бы выступить на данный момент при необходимости. Подготовить выступление. Под словом выступление я имею в виду коммуникацию с клиентом, с подчиненными, коллегами. То выступление, которое чаще всего вам приходится совершать.
Через координату 5 мы поделили систему координат на 4 жанра публичной речи. Это важно понимать, так как когда вы готовите выступление – вы должны понимать в каком жанре оно будет. Для того. Что бы готовить его соответствующим образом.
1. Содержание очень важно, а форма не так важна. Мы не такие высокие требования предъявляем к форме. Доклады, лекции, обучающие мероприятия.
Такие выступления называются ИНФОРМИРУЮЩИМИ
Если выступление профессора на конференции будет информативным, но не будет блестящим, с точки зрения артистизма, ему простят. Но если наоборот, то вряд ли.
2. Есть противоположность. Есть выступления, в которых очень важен артистизм, блеск кураж, но мы не предъявляем никаких высоких требований к содержанию.
РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ
Если ваше выступление в 1 квадранте – ваше выступление похоже на лекцию. Если во 2, ваше выступление похоже на шоу. Искрометно, артистично, красиво, увлекательно, но бессодержательно. Люди уходят с такого выступления не могут вспомнить о чем шла речь. Или если и вспоминают, вспоминается не многое. Этот жанр имеет право на существование, но просто нужно понимать, где он уместен, а где нет.
3. Есть еще один квадрант. Где и содержание и форма не так важны.
Например тост.
В тосте мы, как правило, не сообщаем принципиально новой информации гостям. Мы в тосте не используем широкий жест. Игру голосом. Зрительный контакт. Мы довольно сдержанно говорим о своих чувствах, которые в общем очевидны собравшимся. То же самое некролог, речи почетных гостей, представление спикера, какого-либо докладчика. Это все
ВЫСТУПЛЕНИЯ РИТУАЛЬНЫЕ
Если ваша точка попала в этот квадрант – это значит, что каждое ваше выступление похоже на тост. Сдержанное, спокойное, малоинформативное.
4. И наконец вершина ораторского мастерства. Выступления, в которых и содержание и форма должны быть на высоком уровне.
ПОБУЖДАЮЩАЯ/МОТИВИРУЮЩАЯ РЕЧЬ
Выступления на митинге, выступление продающей презентации. К ней относится большинство выступлений в бизнесе. Когда мы убеждаем нашу аудиторию сделать некое нужное нам действие.
В общем, все 4 жанра выступления различаются между собой целями.
Цель любого публичного выступления – это изменить что-то в публике. Если этой цели нет — выступать бессмысленно.
Какую же цель преследует информирующее выступление?
1 – ЦЕЛЬ ПОНИМАНИЕ
Если бы наши педагоги в школе и в ВУЗЕ осознавали, что цель их лекций не знания, а понимание студентами сути того, что они хотят донести, как изменились бы эти лекции.
А вот развлекательное выступление. Чего мы от него ждем, что должно измениться?
2 – НАСТРОЕНИЕ
Выступление ритуальное. Оно тоже что-то меняет. Когда мы говорим о человеке, которого поздравляем с днем рождения или который, к сожалению, покинул нас. Или когда мы слышим речь почетных гостей на празднике, или о человеке который должен выступить через секунду, то мы меняем к нему
3 – ОТНОШЕНИЕ
Какая цель в ПОБУЖДАЮЩЕЙ (4) речи. Что должно измениться?
Люди должны совершить какое-то нужное нам действие. Если мы выступили и люди действие не совершили – публичная речь не удачная. Как бы она не была красива, прекрасна, интересна, но она не результативна. Что-то в ней не так.
4 ДЕЙСТВИЕ
Когда вы готовите выступление, сначала задумайтесь над тем, в каком жанре будет это выступление.
У аудитории каждого жанра своя мотивация.
Люди, слушающие информирующее выступление мотивированы слушать, люди приходят, что бы узнать и понять что-то.
Люди приходящие на ритуальную речь мотивированы ее слушать, потому что так принято. Культурный человек слушает тост.
Люди приходящие на развлекательное выступление мотивированы тем, что поднимется настроение. Мотив в получении удовольствия. Эмоций.
Люди, которые слушают побуждающую речь – как правило, не мотивированы, слушать оратора. И поэтому приходится больше вкладывать усилий, не только для убеждения сделать требуемое действие, но еще и замотивировать слушать, привлечь внимание.
Феноменальное недостижимое выступление в системе координат 10:10
Что Вам нужно развивать в выступлении зависит от точки, на которой вы себя оценили (надеюсь справедливо и объективно).
Для человека в любой деятельности важно наработать навык ведения своего выступления в жанре побуждающего к действию. Переговоры с лидом. С подчиненными, коллегами. В таком выступлении самое важное быть убедительными.
Будет ли ваша тема выступления подаваться в проблемном виде или описательно, в виде бесстрастного логического рассуждения или эмоционально — это основные способы раскрытия темы.
Риторика возводит их к источникам, или модусам убедительности, мне кажется, что для них подходит слово СПОСОБ.
В нашей следующей статье я расскажу вам о трех способах речи, побуждающих к действию. Три инструмента, которые при грамотном использовании позволят вам побуждать собеседников к необходимому вам действию.