Найти тему
Радио КП

Мы в ответе за тех, кого подключили: заплатит ли «Яндекс.Такси» за заснувшего водителя

Фото: Flickr/Moscow-Live.ru
Фото: Flickr/Moscow-Live.ru

Молодая москвичка Анна Булгакова судится с агрегатором «Яндекс.Такси». Водитель, которого ей направил сервис, заснул за рулем, женщина получила серьезные травмы.

Ведущие радио «Комсомольская правда» узнали подробности истории и попытались разобраться, кто должен нести ответственность за пострадавших пассажиров.

Два миллиона на операции

В феврале 2017 года Анна вызвала такси на Ленинградский вокзал, чтобы ехать в Новую Москву. Буквально через пару минут после начала поездки машина врезается в автобус. Женщину бросает влево, она ломает руку и выбивает заднее окно головой.

«Была в телефоне, поэтому самой аварии я не видела, очнулась уже когда меня извлекал сам водитель. У меня было сильное сотрясение. Меня отвезли в больницу, там же в приемном покое скорой мне зашивали все открытые раны: это нога - голень, рука – осколочный перелом руки и пальца, веко, ухо левое, тыловая часть, получается, что вся левая часть лица была поранена», - делится она.

Три недели женщина провела в больнице, а затем последовали косметические операции, чтобы восстановить лицо. Спустя полтора года девушка так не вылечилась до конца — в тканях остаются осколки стекла и врачи не до конца понимают, как их извлекать.

Булгакова получила страховку после суда над водителем — его, кстати, лишили прав — но денег едва хватило на половину всех уже оплаченных операций и тех, что только предстоит оплатить. Речь идет о сумме в два миллиона рублей.

Отвечать должен агрегатор

Анна при поддержке правозащитников подала в суд на «Яндекс.Такси». С сервиса хотят получить пять миллионов рублей — это медицинские расходы плюс моральный вред.

Правозащитница Елена Геращенко уверена, что отвечать за заснувшего водителя должен именно агрегатор, хотя формально он только предоставляет контакты, сводит таксистов и их клиентов.

Юрист отметила, что именно сервис контролирует число заказов для одного таксиста и он же назначает тарифы, которые вынуждают людей перерабатывать.

«Они платят трем компаниям, а потом уже только себе. Они платят аренду, платят агрегатору и платят «подключашке», за то, что тот деньги для них выводит. У них уходит от пяти до восьми часов, чтобы этих троих обеспечить доходом. А потом уже после пятого или восьмого часа, они начинают работать, чтобы заработать себе на хлебушек. И чтобы заработать 1500 рублей, он ездит до изнеможения, а потом въезжает в автобус и убивает пассажира», - заявила Геращенко.

Она добавила, что все рычаги влияния на эту ситуацию находятся в руках агрегатора, поэтому именно к нему подан иск.

«Яндекс» не единственный

Ситуация с аварийностью такси принимает серьезные обороты — в этом году в Москве, например, число ДТП выросло на 15%. Причина этого — усталость.

Все осложняется тем, что агрегатор такси в России не один. Даже если водителя отключат от одного из слишком долгой работы, он тут же подключится к другому и тот будет считать водителя «свежим».

Проблема такси уже привлекла внимание властей. В декабре прошлого года в первом чтении приняли законопроект, который среди прочего определяет месячную нормы работы водителей. Ожидается, что в силу новая норма вступит уже со следующего года. Как будет контролироваться выработка таксистов, пока не понятно.