Эту картину называют пошлой, гениальной, автобиографичной — какими только эпитетами ее ни наделяли. Сегодня мы поговорим о «Своднице» Яна Вермеера.
Вообще творчество Рембрандта, Вермеера и Хальса (про последнего почему-то все знают в меньшей степени) принято считать вершиной голландской живописи Золотого века. «Девушку с жемчужной серёжкой» помните? Так вот это Вермеер.
«Сводница» — не менее колоритное полотно данного мастера. Пикантности ему придаёт то, что картина на такой противоречивый сюжет была написана художником в возрасте 24 лет в 1656 году.
Критика была неумолимой! Досталось и манере письма — это была одна из первых работ художника в жанре бытовой живописи, в каком-то смысле ещё проба пера. Вермеера судили и за морально-этическую сторону: до этого были картины на библейские темы, и на-тебе — публичный дом! Но молодой художник был своенравен и горяч, «Сводница» является одной из трёх работ художника, подписанная и датированная им лично! Не стыдился своего творчества!
Есть интересная книга искусствоведа Бенджамин Бинстока «Семейные тайны Вермеера», в которой высказывается довольно смелое предположение о том, что это полотно стало неким психологическим портретом семьи художника.
Посмотрите внимательно: сам Вермеер (предположительно!) — музыкант в чёрном берёте и с бокалом, его молодая жена Катарина — блудница (да, это ее хватают за грудь), а брат художника Вильем — солдат с сальным похотливым взглядом.
Где сваха? — спросите вы. Видимо, загадочно улыбающаяся женщина в чёрном одеянии.
Я сейчас привела вам вариацию образов из книги Бинстока, с ней соглашаются некоторые историки искусства. Но живопись — очень вольно трактующаяся штука. А что видите на этой картине вы?